vaduhan_08 (vaduhan_08) wrote,
vaduhan_08
vaduhan_08

ФИЛИОКВЕ И БОНИТАРНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Филио́кве (лат. Filioque — «и [от] Сына») — добавление к латинскому переводу Никео-Константинопольского символа веры, принятое Западной (Римской) церковью в XI веке в догмате о Троице: об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына». Стало одним из поводов для разделения Вселенской Церкви.

Все это было давным давно, тыщи лет тому назад, кто такой Бог - Сын всем известно, кто такой Бог отец... это отдельная тема, остается еще Святой Дух который бесспорно исходит от Отца и возможно исходит от Сына. Мнения как говорится тут разделились.

Так как события породившие этот спор проходили в Римской империи, то я сделаю небольшой экскурс в древнейшее римское право.

Итак... ОТЕЦ и СЫН.

"Эмансипация (от лат. emancipatio) – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Гай называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: "… едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане4."
Институт эмансипации возник в римском праве как антипод манципации, т.е. обряду, с помощь которого римские граждане совершали сделки с вещами и лицами, включая куплю-продажу, в более отдаленные времена она служила также процедурой, заменявшей завещание.
Нормы института эмансипации в римском частном праве следует рассматривать в совокупности с нормами, которые регулировали отношения между отцом и детьми. В римском гражданском праве дети всегда находятся под власть отца, in patria potestate, и для таких отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu (брак, устанавливающий власть, мужа над женой) или sine manu (брак, не порождающий власти мужа над женой и первоначально не устанавливающий вообще юридической связи меду мужем и женой).
Отцовская власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате.
В древнейшее время отцовская власть над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли, в соответствии с общественными воззрениями, игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце республики и в начале периода империи был введен ряд ограничений прав патерфамилиас (главы семьи) на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей.
Императорский указ IV в. приравнял убийство сына ко всякому parricidium (убийство патерфамилиас). Согласно другого, более раннего (II в. н.э.) указа, власти могли принудить отца освободить сына от patria potestate. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem (вне порядка судопроизводства по частным делам) с жалобами на патерфамилиас, а также право требовать алименты."
ОТ сюда, тут еще много интересного - https://studopedia.ru/9_121313_instituta-emansipatsii-v-rimskom-chastnom-prave.html

Если сказать коротко то источником права, нет не так ПРАВА!!! являлся только ОТЕЦ!
Помните историю как Иван Грозный убил своего сына, ну или как Петр первый своего и что? Немного помучились угрызениями и все! НИ кто из бояр или других царей или великих князей не заорал - убийца на кол его! Отец был в своем праве!!!

Ну что такое иманципация стало немного ясно, у нас имансипация сейчас наступает в 18 лет полностью!
Но, в цитате, которую я привел есть другое правовое действие - "манципация"

Манципа́ция (лат. mancipatio, от лат. manus — «рука» и лат. capio — «беру») — в римском праве акт фиксации перехода права собственности от одного лица к другому, при котором отчуждаемая вещь в присутствии пяти свидетелей и весовщика передавалась приобретателю при произнесении строго определённых словесных форм и выполнении обряда с весами с медным слитком.Важнейшие вещи, являвшиеся наиболее ценными для земледелия, носили наименование лат. res mancipi — манципируемые вещи. К ним относились италийские земли, рабы и скот, служивший для обработки земли, а также земельные (предиальные) сервитуты как разновидность бестелесных вещей. Все другие вещи назывались лат. res nec mancipi — неманципируемые вещи. Практическое отличие этих видов вещей состояло в том, что приобретение права собственности на вещь, входящую в число res mancipi, не могло происходить путём неформальной передачи (лат. traditio) вещи собственником другому лицу — для этого либо проводилась манципация, либо лат. in iure cessio («уступка в суде»), то есть мнимый судебный спор.[1]
Форма манципации имела место во всех отраслях частного права Древнего Рима. В формальностях манципации ряд исследователей усматривает общественный контроль как пережиток эпохи общественной собственности, на основе чего делают вывод, что право индивидуальной собственности на res mancipi возникло позднее, чем на остальные вещи. Тем не менее в имеющихся источниках изучения римского права нет достоверных данных о возникновении деления на res mancipi и res nec mancipi"
Тут попалось еще одно интересное слово - Сервиту́т (лат. servitus, servitutis — подчинённое положение) — ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях (в дореволюционной русской правовой терминологии — право участия частного). Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) регулируется статьей 23 Земельного кодекса РФ[1].
Сервитуты традиционно делят на личные и предиальные.
Личным является сервитут, установленный в пользу определенного лица, тогда как предиальным — установленный в пользу собственника (пользователя) чётко определенной недвижимости. Примером личного сервитута может быть право членов семьи нанимателя пользоваться жильем нанимателя. Если сервитут устанавливается в интересах неопределённого круга лиц, то он оформляется правовой нормой и называется публичным сервитутом."

Углубимся немного в древность "древнего рима" в глубину веков откуда все это вышло...
Квири́тское пра́во (лат. jus Quiritium) — система древнейшего римского права. Основным его источником были Законы XII таблиц.

Ого!!! Двенадцать таблиц!!! Что то это напоминает не правда ли? Моисея может??? Помните ему БОГ дал скрижали? Ну так вот они...

Законы двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum; 451—450 год до н. э.) — кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры с консульской властью для написания законов, лат. decemviri consulari imperio legibus scribundis) и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Законы двенадцати таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писаный источник права Древнего Рима.
Законы двенадцати таблиц сохранились только в отрывках, их содержание реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в сочинениях римских писателей и юристов.
Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем, 450 году до н. э., — ещё две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт — введение денег (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал."

На самом деле это конечно не двенадцать каменных таблиц как часто об этом в школьных презентациях говорится - это просто свод законов из 12 частей, глав если хотите.

image-9.jpg

Так вот этими законами пользовались квириты - граждане рима, а еще точнее сказать ОТЦЫ Рима.
Квиритское право — древнейшее право у римлян.

Это право отделяет членов римской общины от не римлян и носит сословный характер даже внутри Рима. Квиритское право положило конец патриархальному строению семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственного и всего того, что закономерно обуславливает обращение такой собственности; отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих ещё к временам военной демократии власти вождей — царей. (помните русский домострой или отношение в семье Наташи Ростовой или Андрея Бонконского?)

Квиритская собственность — собственность полноправных граждан древнего Рима. Имели право на торговлю. Правовое регулирование квиритской собственности производилось на основе квиритского права. Приобретение прав на квиритскую собственность производилось путём принуждения, властного распоряжения, дележа движимого имущества, передачи в результате фиктивного процесса.

Ну вот теперь вы, мои дорогие читатели, более менее готовы к пониманию самого интересного!

Так называемая бонитарная собственность — в римском праве обладание вещью не по квиритскому праву, а на основе права более позднего периода. Не было в римском праве понятия бонитарной собственности (dominium bonitarium). Как отмечает профессор В. А. Томсинов, словосочетание «habere in bonis» должно быть переведено на русский язык как «бонитарное обладание». «Бонитарная собственность» — неправильный, но весьма распространённый перевод.
Если вещь, находившаяся в квиритской собственности одного лица, переходила к другому по способу, который квиритскому праву был неизвестен, то квиритский собственник таким путём не мог лишиться своей собственности, но в то же время на вещь устанавливалось новое право бонитарного обладания и получалось, что квиритская собственность находилась в одних руках, а право на бонитарное обладание — в других. Но на практике квиритское право в таком случае превращалось в одно пустое слово (nudum jus Quiritium).
При этом бонитарное обладание в результате приобретательной давности могло превратиться в квиритскую собственность.
ВОТ ОНО САМОЕ ГЛАВНОЕ!!!! Об этом и весь спор между отцом и сыном и идет он до сих пор, да и не только между отцом и сыном а вообще по жизни!!!!
Я дам небольшую ссылку из книги https://law.wikireading.ru/48409

Бонитарная собственность и bonae fidei possessio
Защищая всякое, даже недобросовестное, владение при помощи интердиктов, претор в дальнейшей своей практике не мог не обратить внимания на то обстоятельство, что среди всей массы разнообразных случаев владения, есть некоторые особенные виды его, которые заслуживают большего внимания и большей защиты. Два случая особенно выделялись в этом отношении...
Дальше в книжке почитайте очень интересно!

Самое главное что по правилам квиритского права одним из главных и особо важных объектов права была ЗЕМЛЯ!!! И ЛЮДИ НА НЕЙ!!! Но источником права был только ОТЕЦ!
А вот по бонитарному праву мог быть и "СЫН" особенно если за давностью лет как бы и сошло с рук!
Помните такого интересного деятеля с фамилией Бонапарте? Так вот если перевести, это имечко вдумчиво то получится тот кто завладел не по праву но за давностью лет и обстоятельствами, как бы сошло с рук!

Ну на конец то вернемся к фелиокве! Удивительное дело но этот древний спор разгорелся именно в средине 19 века!
Если кто может и не знает то оказывается есть такая церковь - Старокатолици́зм (нем. Altkatholizismus) — группа западных национальных церквей, возникших в 1870-е годы вследствие неприятия частью духовенства и мирян Римско-католической церкви решений Первого Ватиканского собора: догмата о непогрешимости папы римского и догмата о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы[1]. Старокатолики отвергают также филиокве — догмат об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына.! Вот так вот, были были католики и тут вдруг на тебе - старокатолики появились во второй половине 19 века!https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Что означает в правовом плане догмат о непорочности зачатия Пресвятой Богородицы потом расскажу!
Кстати говоря...Англиканская церковь филиокве принимает пункт пятый - https://ru.wikipedia.org/wiki/39_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F
РПЦ - нет!
Так что когда там кто от кого отделился в церквях большой вопрос!
Кому интересно вот тут про матерь всех церквей - Церковь Англии — государственная христианская церковь[3] в Англии (Соединённое Королевство), Матерь-Церковь (англ. The Mother Church) всемирного Англиканского сообщества. Юрисдикция Церкви Англии распространяется также на Остров Мэн через Диоцез Содор и Мэн, в то время как Нормандские острова являются частью Диоцеза Винчестер. Ряд англиканских общин на территории континентальной Европы, бывшего Советского Союза, Турции и Марокко объединены в Диоцез Гибралтара в Европе.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B8

Tags: БОНАПАРТЕ, КОНСТАНТИН, РИМСКОЕ ПРАВО, ФИЛИОКВЕ, ХРИСТОС, ЦЕРКОВЬ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments