vaduhan_08 (vaduhan_08) wrote,
vaduhan_08
vaduhan_08

Будайский тоннель.

Оригинал взят у mila_hunguide в Будайский тоннель.
Во всех будапештских путеводителях написано, что тоннель под Крепостным холмом в Буде построен Адамом Кларком, возглавлявшим строительство Цепного моста Сечени.



Да что там путеводители, об этом рассказывает и мемориальная доска на стене тоннеля.



Так-то оно так, но научные исторические исследования до сих пор не дают точного ответа на вопрос, а кому же принадлежат первые чертежи тоннеля - шотландскому инженер Адаму Кларку или британскому инженеру Уильяму Тёрнеи Кларку. Из-за сходства фамилий без путаницы не обошлось. Может, именно из-за этого и испортились, а затем закончились окончательным разрывом отношения между двумя инженерами.
Пока историки сходятся на том мнении, что первые расчёты и чертежи сделал всё-таки Уильям Кларк, а окончательные - Адам Кларк.

Megkezdték a budai Váralagút építését


Однако идея строительства тоннеля возникла задолго до приезда обоих Кларков в Будапешт.
В 1837 году венгерский инженер Даниэль Новак (Novák Dániel) выдвинул идею о строительстве тоннеля, который бы соединил Буду и Пешт. Согласно его проекту, тоннель начинался бы от приходской церкви в будайском районе Кристинаварош и, пройдя под Дунаем, заканчивался бы на пештской улице Мажа (сегодняшнее название - улица Весов, Mérleg utcа).



В то время в Англии под руководством Марка Брюнеля (Marc Brunel) успешно продвигалось строительство тоннеля под Темзой - может быть, именно это обстоятельство воодушевило Новака на смелый проект. Однако Городской совет посчитал это предложение неосуществимым. Тогда инженер выполнил новый проект, предлагавший соединить тоннелем район Кристинаварош и пештскую набережную. Второй проект тоже был отклонён.



Рисунок 1869 г.

Тоннель в 1880-ых годах. Фото из музея в Кишцелли
(Goldmann Mór felvétele BTM Kiscelli Múzeum Fényképtár, Budapest)


В 1842 году идею строительства тоннеля сквозь Крепостной холм выдвигал Иштван Сечени.
В 1845 году был принят окончательный проект, в апреле 1848 года было решено начать строительство. Когда газетчики узнали об этом, в венгерских и зарубежных газетах появилось множество статей об интересном и сложном проекте. Однако статьи оказались несколько преждевременными, так как в марте 1848 года началась венгерская национально-освободительная революция, тут уже было не до тоннелей!


Тоннель в 1896 г. Фото из музея в Кишцелли
(Erdélyi Mór felvétele BTM Kiscelli Múzeum Fényképtár, Budapest)





После подавления революции австрийские власти и слышать ничего не хотели о строительстве, так как считали, что это значительно подорвёт безопасность будайского Королевского дворца. Особенно яростными противниками тоннеля были австрийский фельдцейхмейстер Юлиус Якоб фон Хайнау и австрийский юрист и политик барон Александр фон Бах, опасавшиеся того, что строительство тоннеля - это тайный стратегический план венгерских революционеров.


Тоннель в 1916 г. Фото отсюда.


Вице-палатин Йожеф Юрмени решил во что бы то ни стало претворить идею о строительстве тоннеля в жизнь. Он снова создал "Общество по строительству тоннеля" и до тех пор "бомбардировал" австрийский двор прошениями, пока не получил согласия императора. Франц Иосиф даже распорядился выделить для строительства 800 центнеров пороха с условием того, что армия в дальнейшем будет иметь возможность беспрепятственно пользоваться тоннелем.
Наместнический совет (Helytartótanács) поставил перед инженерами непременное условие о строительстве т.н. "пробного хода" и установки прочных железных решёток на его входах. Кроме опасений о целесообразности дорогостоящего проекта многие высказывали сомнения относительно того, что концы тоннеля встретятся.
Инженеры пытались переубедить австрийские власти и городское начальство, однако эти попытки не увенчались успехом, и строительство тоннеля началось с бурения "пробного хода".
25 октября 1853 года последние сантиметры породы между обоими концами тоннеля были преодолены в присутствии руководителей Общества. Эх, чудо-чудное, диво дивное - концы тоннеля, словно прочерченные по линейке, встретились! По узкому коридору, освещённому масляными лампами, члены Общества радостно преодолели
349,66 метров тоннеля, построенного в рекордные сроки (семь с половиной месяцев).
С восточной стороны тоннель был украшен порталом в стиле неоклассицизма по проекту Адама Кларка, западные ворота в стиле романтизма проектировал Лайош Фрей
(Frey Lajos).

До 1918 года пользование тоннелем было платным: пешеходы должны были раскошелиться на 1 крейцер,   всадники - на 3, а владельцы двухконных повозок - на 6 крейцеров.

Тоннель в 1929 г.
(Balogh Rudolf felvétele BTM Kiscelli Múzeum Fényképtár, Budapest)




Руины на площади Кларка и разрушенный тоннель. 1945 г.
(Manninger János felvétele BTM Kiscelli Múzeum Fényképtár)


Так как ещё во время строительства тоннель был соединён подземным ходом с площадью Святого Георгия на вершине Крепостного холма, во время ВМВ эсэсовцы с нилашистами разместили там один из своих секретных командных пунктов.
Разрушенный тоннель восстановили в 1949 году. Тогда там решили оставить пешеходный тротуар только с одной стороны, таким образом дорожное полотно было расширено до 6,9 м.

Западные ворота тоннеля после войны. 1945 г.


Площадь Адама Кларка и тоннель в 1970-ыe годы
(Ismeretlen felvétele BTM Kiscelli Múzeum Fényképtár, Budapest)


В 1973 году была проведена последняя реконструкция.
Tavaszi nagytakarítás: mossák a Váralagutat, a Lánchidat és a Szabadság hidat
Два раза в год по ночам проводят "генеральную уборку" тоннеля.



Фото отсюда

Tags: РАЗРЫВ ТЕХНОЛОГИЙ, ТОННЕЛЬ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments