vaduhan_08 (vaduhan_08) wrote,
vaduhan_08
vaduhan_08

РОЖДЕНИЕ ЗМИЯ... Антигаликанство

Оригинал взят у mudraya_ptica в про амулеты
Увидела на сайте ГИМа змеевик.


Змеевик. Начало XIII в. Суздаль (?)
GIM

Слово мне знакомо, но раньше подобными объектами не интересовалась никогда.
Исправила это упущение.



Оказалась загадочная штука.
Больше нигде такой не нашла, хотя считается, что она пришла к нам из Византии. Может греки, конечно, поленились что-то писать, может я не знаю, как искать, а может в Византии жили вовсе не греки :). Видела какие-то ссылки на иностранные издания, но картинок подходящих не обнаружила.
В других местах есть так называемые горгонейоны, но у нас их тоже есть, то другое дело.

"Змеевики́ (змеевы́е лу́ны)металлические и каменные медальоны обычно округлой, овальной, иногда восьмиугольной формы с изображением христианского святого с одной стороны и змей (от 6 до 14) с другой <...> Появившись в русской культуре в XI—XII веках, змеевики продолжали бытовать вплоть до XV—XVI веков. На лицевой стороне находилось изображение какого-либо христианского сюжета, например, Богородицы, Михаила-архангела, Бориса и Глеба, и греческая надпись-молитва, а на оборотной стороне, прилегавшей к груди владельца и невидимой для окружающих, господствовали два восходящих к античности сюжета: отрубленная голова горгоны Медузы со змеями, вырастающими из неё, и змееногая прародительница скифов, также окружённая змеями".

Ну не только до 16 века-то. И неизвестно, какая сторона была обратной на самом деле.

"Многие типы змеевиков бытовали очень долго, и время их бытования определяется от возникновения наиболее древних образцов до появления отливок с поздними эпиграфическими признаками. Некоторые змеевики, сделанные в XVIII в., доживают до XX в., и до сих пор их можно видеть в божницах старожилов."

Змеевик на картинке один из очень немногих каменных, остальные из медных сплавов.

"Змеевики из камня не были распространены на Руси и известны тольков трех экземплярах: 1) суздальский змеевик из яшмы с изображением ceми отроков эфесских; 2) змеевик из яшмы в золотой оправе с изображением Спаса на престоле из ризницы Троице-Сергиевой лавры; 3) змеевик, состоящий из двух камней (песчаник), с изображением семи спящих отроков из собрания А. А. Бобринского. Ониксы с греческими надписями, опубликованные И. И. Толстым несомненно византийского происхождения..."

Поизучав сайты любителей древностей, в частности, медного литья, узнала, что там есть отдельные товарищи, считающие, что все древние образцы были перелиты в 18-19 (или только в 19) веках. Ну то, что сейчас их переливают-подделывают все, кому не лень, - это общее мнение.
Несмотря на редкость подлинных змеевиков, все кто хотел, насобирали себе коллекций из нескольких сотен штук, если я правильно поняла, то есть предметов, которые знатоки считают за подлинники, весьма и весьма немало находят в земле те, кто ищет.

Все попытки объяснения такого странного соседства изображений на змеевиках я лично сочла не очень убедительными). Не буду их тут пересказывать, самая общепринято-официальная считает змеевики амулетами-оберегами, защитой от зла, о чем говорят вроде бы надписи на них. Странно носить "зло" на груди для защиты от зла, кмк, хотя все может быть, разумеется. Но многие из попадающихся на картинках змеевиков надписей не содержат.
С этими буквами довольно занятная история, кстати.

"Ни один археологический предмет не возбуждал в научной литературе так много толков, как знаменитая черниговская гривна — золотой змеевик, найденный под Черниговом на р. Белоус в 1821 г. Вскоре после находки змеевик попал в Эрмитаж, и в изучение и расшифровку этого предмета включились представители разных профессий — профессора университетов, литераторы, журналисты, палеографы, представители духовенства, вплоть до петербургской знати. Несмотря на славянскую надпись на змеевике, его долго не желали признать древнерусским произведением, а лишь только греческим. Было высказано предположение, что под упомянутым на змеевике Василием нужно понимать Василия Македонского, а под изображением архангела Михаила — императора Михаила III, сына Феофила. Другие поддерживали версию Моргенштерна о том, что эта медаль выбита „в память торжества в России христианской веры над идолопоклонством при Владимире I”. ‹...› черниговская гривна сделана в России, так как на ней имеется русская надпись, а греческая αγγιος, αγγιος приведена с ошибками. Высказана им мысль и о том, что гривна могла быть связана и с Владимиром Святым, и с Владимиром Мономахом, а самое главное, было указано на эти предметы как на чисто бытовые, а не церковные.
В определении датировки черниговской гривны ведущее слово высказали палеографы. И.И. Срезневский датирует черниговскую гривну по эпиграфическим признакам XI в. и пишет, что „имя Василия напоминает о князе Владимире; место нахождения заставляет думать о Владимире Мономахе, бывшем черниговским князем до 1095 г.; начерк букв — XI в.” Несмотря на эти здравые суждения, принадлежность гривны еще долго оспаривалась. Камнем преткновения оказались греческие надписи, которые известны были не только на черниговской гривне, но и на других экземплярах, найденных еще в 30-х годах XIX в., например, на золотом казанском змеевике, хранившемся в Минц-кабинете Казанского университета. Чтение этих надписей должно было дать ключ к разъяснению значения змеевиков. Недостатка в ученых, знавших древнегреческий язык, в XIX в. не было. Тем не менее, легко читалась только трисвятая песнь αγγιος, αγγιος. Другая же более пространная надпись чтению не поддавалась, так как она была сделана с русскими ошибками, пропусками и, по-видимому, не на древнегреческом, а на мало известном средневековом наречии. Первым, кто предложил более или менее достоверную расшифровку надписи, был профессор Дерптского университета Крузе. Он решил сопоставить надпись на черниговской гривне с каменными змеевиками, хранившимися в Готе, и другими змеевиками, известными в тому времени. Надписи на них читались более четко и без пропусков. Крузе удалось определить, что это заклинательная надпись Υστερα, которая передавалась на змеевиках в разных вариантах. Смысл этого заклинания должен быть следующий: „Черная родильница очернила себя злом (или лучше яростию), пресмыкалась в прахе, как змея, и шипела, как дракон, и рычала, как лев, и была в ужасе, как ягненок, [когда победил ее архангел Михаил]”
."

Упомянутый Крузе вызывает у меня смутные подозрения, но это неважно. Я не придумала, как найти эти каменные змеевики из Готы, вот что печально.
Перевод надписи конечно чудесен, да.
Ну и вот изготовитель амулета для правителя, пишущий оберегающую надпись с ошибками, тоже малоубедителен, по-моему.

Истеру некоторые переводят как "матку", но непонятно, зачем матка князю, поэтому некоторыми другими понятие расширяется до живота-утробы. А третьими устанавливается связь с Иштар, например, и со всеми прочими именами.

Медно-литые изделия типа крестов, иконок и др. производились в 18-19 веках, как ни странно, староверами. В разных местах, разного вида и в больших количествах. Пересказывать лень, можно на картинках прочитать). На мой взгляд очень занимательная статья.










Между прочим, Медуза Г. считается морским божеством, если что.
Там конечно все запутано, как водится. У Гомера была всего одна Горгона, потом у Гесиода их стало три, а Овидий по обыкновению замутил душераздирающую любовную историю, как Посейдон возжелал прекрасную Медузу и настиг ее аж в храме Афины, а Афина не только не поддержала бедняжку, но и превратила в чудовище (или только волосы в змей). От этого нептунова насилия у Медузы посмертно родился крылатый Пегас.
Кое-кто считает, что "Медуза и её сёстры-горгоны (Сфено и Эвриала) (Правительница-стражница, Могучая и Далеко Прыгающая), с их глазами, от которых всё каменеет, даже вода застывает льдом, которые летают на крыльях быстрее ветра, — это духи бури и холодной зимы" .
Жили Горгоны неясно, где - в Ливии, на Кабо-Верде или на Сицилии. Поскольку утверждалось, что их обиталище за рекой Океан, то непонятно, при чем тут Сицилия, хотя если Океан был между Грецией и Италией, тогда похоже.
Горгоний братец дракон Ладон сторожил сад Гесперид, это уже знакомые места с персонажами))).

В более близкое историческое время у Медузы внезапно возникла новая ипостась:
"После Французской революции Медуза использовалась как популярная эмблема якобинства и часто отображалась как фигура «Французская свобода». Это противоречило «английской свободе», которая олицетворялась Афиной (на чьем щите лежала голова Медузы). «Для таких радикалов, как Перси Биши Шелли, Медуза была «отвратительным героем», жертвой тирании, чья слабость, обезображивание и чудовищное увечье стали сами по себе своего рода революционной силой». Поэма Шелли 1819 года, О Медузе Леонардо да Винчи во Флорентийской галерее была опубликована посмертно его женой Мэри Шелли в 1824 году. Также было рассмотрено использование Октавом Мирбо Медузы в свое время".

Октав Мирбо (1848—1917) очень занятная и примечательная личность, но я не стала уточнять как он пользовался Медузой в своих предфрейдистских сочинениях.
Диккенс еще упоминается из литераторов: "в «Сказке двух городов» Чарльз Диккенс сравнивает эксплуататорскую французскую аристократию с «Горгонами» - он посвящает целую главу этой расширенной метафоре."

"В славянских средневековых книжных легендах" есть девица Горгония, побежденная волхвом, в "славянских апокрифах" есть зверь Горгоний, убитый Александром-зе-грейт. И волхв и Александр стали непобедимыми вследствие данного подвига.

Если Медуза символ французской свободы, то у Александра В. имеется чудесная параллель, и уже совершенно не удивляют горгонейоны на решетках Летнего сада, например.
Ну можно еще много разных теорий подкрепить данными сведениями, как обычно, каждую по своему :).

Несколько образцов змеевиков


Источник


Змеевик: ВЕЛИКОМУЧЕНИК ФЕДОР СТРАТИЛАТ. 13 - 14 век
Источник


Змеевик: СВЯТЫЕ БЕССРЕБРЕНИКИ КОСМА И ДАМИАН. 11-12 век
Источник


Змеевик: БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ. 19 век (по иконографии 12 века)
Источник


Складень-змеевик: БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ / ФЕОДОР ТИРОН. 16 век
Источник


Створка иконы-энколпия: ПРАОТЦЫ В РАЮ \ РАСПЯТИЕ ХРИСТОВО (?). 15 век
Из собрания Государственного Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника
Источник


Икона-змеевик: БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ. 12 - 13 век
Источник


Складень-змеевик: ВЕЛИКОМУЧЕНИК НИКИТА ПОБИВАЮЩИЙ БЕСА / ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИЕ. 15 век
Из "Кресты. Иконы. Складни" Гнутова. С.В., Зотова.Е.Я
Источник


Складень: БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ / ФЕОДОР ТИРОН. 16 век
Источник


Змеевик. Чудо святого Георгия о змие. Первая половина XII в.
Двухсторонний амулет-змеевик круглой формы. На лицевой стороне находится рельефное конное изображение святого Георгия вправо, поражающего копьем змия, ползущего ему навстречу и оказавшегося под копытами коня, в раскрытую пасть. Святой облачен в доспех, в правой руке он держит копье, почти вертикально пересекающее поле змеевика в его левой половине, за спиной развевается плащ, голова окружена нимбом. Конь показан идущим. Фигура святого по отношению к коню непропорционально велика. Композиция заключена в рамку в виде рубчатого валика.
На оборотной стороне расположено почти полностью изглаженное (на уже готовом изделии?) изображение змеевидной композиции с выгравированным поверх него контурным изображением шестиконечного креста «виноградная лоза», древо креста украшено плетенкой. По сторонам от креста находятся гравированные буквы: справа – И / Н, слева – К, что, очевидно, должно означать НИКА = Победитель. Композиция заключена в кольцевую рамку с полустертым растительным орнаментом.
Оглавие имеет вид широкого ушка с тремя рельефными валиками на лицевой стороне.
Источник

Образцы из Каталога собрания древностей графа Уварова, раздел "Наузы".  Название весьма странное, видимо, от него быстренько отказались, потому что ЭСБЕ не упоминает науз в смысле змеевика, хотя знает такие колдовские амулеты из веревочных узлов. Можно интерпретировать клубок змей как узлы, конечно. Но у Уварова в раздел еще включены медальоны без змей и узлов.
Науз еще значит кисточки под шеей лошади. Может граф Уваров что-то знал, неведомое нынче?
Непонятно в общем.









Tags: АЛЕКСАНДР, АНТИГАЛИКАНСТВО, ГАЛЛЫ, ЗМИЙ, КОНСТАНТИН, МЕДУЗА
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments