vaduhan_08 (vaduhan_08) wrote,
vaduhan_08
vaduhan_08

«Всевидящее Око Господне» Скорбященской церкви на Большой Ордынке

Оригинал взят у leonovvaleri в «Всевидящее Око Господне» Скорбященской церкви на Большой Ордынке


Преображенская Скорбященская церковь на Большой Ордынке обязана своему названию чудотворной иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», хотя храм на этом месте известен с 17 века как Преображенская церковь и главный престол храма по сей день посвящен Преображению Господню. Приделы преподобного Варлаама Хутынского и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Рядом с иконами «Всех скорбящих Радость» и преподобного Варлаама Хутынского находятся два массивных подсвечника с фигурами святых. Эти подсвечники спасены из Храма Христа Спасителя во время его сноса.

Согласно московскому преданию, образ иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви Преображения на Большой Ордынке, где ныне и находится.

В 1783-1791 годы на немалые средства замоскорецкого купца Афанасия Ивановича Долгова, имевшего усадьбу прямо напротив каменного храма Спаса Преображения, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова, зятя Долгова, к постройке 1683-1685 годов были пристроены трапезная и трёхъярусная колокольня.

Во время московского пожара 1812 года Преображенский храм сильно пострадал и в 1831-1836 годах был перестроен уже на деньги сына Афанасия Ивановича Долгова Александра Афанасьевuча Долгова и братьев Куманuных, которые так же жили рядом, архитектором Осипом Ивановичем Бове. Бове на месте старой церкви 17 века построил знаменитую круглую ротонду с куполом. Осип Иванович не успел увидеть свое творение законченным - его достраивал не так знаменитый Михаил Иванович Бове после смерти брата.

При освящении храма метрополит Филарет (Дроздов) сказал, что «...если верный подданый приносит царю дар от своего усердия, и дар его приемлется: кто думаете, в сем случае одолжен и осчастливен, приемлющий или приносящий? Думаю: приносящий. Ибо частное частное приношение частного человека может ли быть важно для Царя, обладающего всем? Напротив, очень важно для усерднаго подданнаго снисхождение и благоволение Царя, изъявляемое принятием дара».

Любопытно, что в плане храм сочетает следующие геометрические фигуры: круг - ротонда, квадрат - трапезная и крест - колокольня.











С южной и северной сторон ротонды устроены портики, которые опираются на две колонны, а двери укражены тремя переплетающимися кольцами, что равнозначно трем переплетающимся венкам, и гексаграммами. На фронтоне портика  Осип Иванович поместил «Всевидящее Око Господне», а на архитраве медальоны с головками херувимов, херувимы похоже фирменный знак Бове, и растительный орнамент. А в верхней части барабана купола по фризу лепнина из того же растительного орнамента и гексаграмм.

Изображения архангелов Михаила и Гавриила на дверях в жертвенник и святых Николая Чудотворца и архидиакона Лаврентия в местном ряде выполнил знаменитый художник Владимир Лукич Боровиковский. Ходит легенда, что он расписывал и стены храма, но это доподлинно неизвестно. К большому огорчению, иконы Боровиковского были утеряны в советское время.

Многое во внутреннем убранстве храма очень не типично для православной церкви. Слева и справа, по обе стороны центральной арки, мраморные клиросы с двумя же парами мраморных ангелов. Центральная арка же, ведущая в круглую ротонду, опирается на две колонны.

Картина голландского художника XVI века Яна Мостарта «Се человек» в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду. Картина изображала Христа идущего на смертную муку, Христос изображен в бороде с выбритыми усами. О самой картине ниже.

В росписи храма много деталей выполненых в технике гризайли, опять же с нетипичными для православия мотивами. Это головки херувимов и факелы. Иконостас храма не имеет ничего общего с классическим иконостасом в смысле распределения икон и ярусов. Классический иконостас состоит из пяти рядов икон: местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого. Здесь же иконостас состоит только из одного местного ряда. Очень интересен круглый чугунный пол ротонды сделанный по рисункам Бове. На чугунных плитах три переплетающихся кольца, точно такие же как и на дверях.

В советское время в храме находились центральные реставрационные мастерские и запасники Третьяковской галереи, и, благодаря музейным работникам, внутренне убранство храма оказались практически нетронутыми.

Из протокола, составленного после осмотра храма в 1933 году. Мастерские решили пока не трогать «всю восточную часть - произведение архитектора Бове, вплоть до материи балдахина в алтаре, подсвечников и паникадила, имеющих рисунок руки самого Бове», не вынимать икон из иконостаса. «Чугунный рисунчатый, художественно выполненный пол тоже останется, как образец чугунного литья». «…В западной части, созданной архитектором Баженовым, остаются неприкосновенными оба иконостаса с клиросами и иконами, два больших художественных подсвечника (один из них с 3-мя фигурами на основании), 4 панно в золоченых рамах на южной и северной стенах между окнами, как интересные по композиции и живописи. Остается на месте двойная стеклянная стенка между обеими помещениями, то есть западным и восточным.

В 1947-1948 годах в храме проводились реставрационные работы, во время которых была покрыта штукатуркой гризальная роспись на стенах и уничтожена стеклянная перегородка между трапезной и ротондой, возведенная когда-то по рисунку Бове.





На ограде храма со стороны Ордынского тупика можно увидеть тамплиерские кресты. Такие же кресты я видел на колокольне Храма Большое Вознесение. Осип Иванович Бове принимал участие в ее строительстве.







Эти две фотографии отсканированы мною из справочника-путеводителя «Москва и Подмосковье» Ильина и Моисеевой 1979 года. Была такая потрясающая серия «Памятники искусства Советского Союза», отпечатаная в ГДРовском издательстве «Эдицион» в Лейпциге. На верхней хорошо виден шахматный пол. Честно говоря, заметить этот эффект сложно, потому что он достигнут поворотом рифленых чугунных плит на 90 градусов. Необходимо поймать свет.

Символика шахматного пола сводится к следующему толкованию: в мире существует добро и зло и они находятся в постоянном противоборстве. Добро - белые клетки, зло - черные. Поэтому человек, решивший двигаться к свету, должен балансировать между светом и тьмой.

Восприятие складывается по законам контраста. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути.



На этой фотографии отлично видны три переплетающихся венка, точно таких же как и на дверях храма.



Возвращаюсь к картине Яна Мостарта «Се человек». Картина была подарена Скорбященской церкови на Большой Ордынке купцами Куманиными. Раньше считалось, что это полотно кисти знаменитого Альбрехта Дюрера, и лишь в 1920-х годах, после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

На картине изображен Христос в венце, которого ведет на казнь жестокий палач. За спиной Иисуса – Пилат в перчатках на омытых руках, шепчущий ему на ухо «Распни!» первосвященник и глашатай, трубящий о неумолимости приговора. Судьба предопределена.

Сегодня картина находится в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке.

Может быть, именно картину Яна Мостарта «Се человек» описывает князь Мышкин в романе Достоевского «Идиот»? ...лицо священника, палача, его двух служителей и несколько голов и глаз снизу, - все это можно нарисовать как бы на третьем плане, в тумане, для аксессуара...



Фото Скорбященской церкви на Большой Ордынке из альбомов Николая Александровича Найдёнова «Москва. Соборы, монастыри и церкви» выпущеных в четырёх томах в 1882-1883 годах.

Tags: МАСОНЫ, МОСКВА АНТИЧНАЯ, ХРАМЫ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments