vaduhan_08 (vaduhan_08) wrote,
vaduhan_08
vaduhan_08

Пирамиды в европейской архитектуре XVIII века

Оригинал взят у nezvanov в Пирамиды в европейской архитектуре XVIII века
Два с лишним года назад я посвятил одну из публикаций в своем ЖЖ пирамиде Цестия (http://nezvanov.livejournal.com/4976.html). Я показал, что пропорции этой пирамиды замечательно соответствуют указаниям одного из самых известных алхимиков XVII века Микаэля Майера относительно процедуры получения философского камня. Таких совпадений не бывает, решительно объявил я и счел это удивительное соответствие серьезным аргументом в пользу гипотезы о том, что пирамида Цестия на самом деле была построена во времена расцвета и популярности алхимии, то есть в XVII веке. В энциклопедиях мы можем прочесть, что пирамида Цестия была отреставрирована Римским папой Александром VII в 1660-х годах. Я предположил, что Александр VII не отреставрировал, а построил эту пирамиду, рассчитывая, что после своей смерти он будет там погребен (с тем, чтобы его душа претерпела «трансмутацию» и стала «философским камнем», то есть достигла бы высшего совершенства).

В развитие своей гипотезы я хочу порассуждать вот о чем: какое воздействие на умы европейского общества могло оказать появление в Риме, с его канонически барочной архитектурой, столь диковинного строения? Это должно было неизбежно стать сенсацией, причем сенсацией с оттенком скандала: мы можем предполагать, что Католическая Церковь не стала выполнять волю почившего в бозе папы и отказалась хоронить его в пирамиде. Александра VII в итоге погребли в соборе Святого Петра, причем к созданию могилы приступили только через пять лет после его смерти.

Тем не менее, естественно было бы ожидать, что это архитектурное новшество должно было породить моду. Причем, из-за негативного (как мы полагаем) отношения Церкви к римской пирамиде, подражания должны были бы появиться в тех странах, где власть Католического престола не признавалась.

И такие подражания появились.

В начале XVIII века в Англии начали распространяться и приобретать все большую популярность ландшафтные сады. Эти сады украшались архитектурными строениями довольно причудливых форм. Следуя английской терминологии, такие архитектурные экстравагантности называют фолли (что в переводе означает причуда, каприз). Одной из популярных для фолли тем стала Египетская эзотерическая древность: в ландшафтных садах появились сфинксы, обелиски и пирамиды. Вот, например, пирамида, построенная возле замка Ховард:



Замок Ховард (Castle Howard). Большая пирамида (1728).

Еще одна пирамида была воздвигнута над главными воротами этого замка:



Замок Ховард (Castle Howard). Главные ворота

Вот еще примеры пирамид, которые были построены в Англии в те же 20-е годы XVIII века:



Stanway House, Gloucestershire. Пирамида.



Pyramid at Stowe, Buckinghamshire. Гравюра Жака Риго (Jacques Rigaud), ок. 1739

По поводу последней пирамиды сохранился замечательный комментарий виконта Персеваля (Perceval), который в 1724 году посетил Стоу: «Пирамида в конце одной из дорожек в Стоу является копией в миниатюре знаменитейшей пирамиды в Египте, и я думаю, это единственная вещь такого рода в Англии».

Тут мы видим сразу два культурных мифа, характерных для конца 17 – первой половины 18 веков. Во-первых, речь идет только об одной Египетской пирамиде. То есть, существовало общепризнанное мнение, что в Египте, среди многочисленных, вообще-то, пирамид имеется одна, особенная. На это сейчас редко обращают внимание, и если речь идет о Пирамиде с большой буквы, то как-то само собой разумеется, что имеется ввиду пирамида Хеопса. Хотя сейчас все знают, что пирамиды Хеопса и Хефрена практически одинакового размера (пирамиды-близнецы), пирамида Хефрена даже выглядит повыше, поскольку ее основание расположено выше на плато, и именно она визуально доминирует в комплексе пирамид Гизы. Конечно, внутри пирамида Хефрена «неинтересная», это по сути гора камней, и в нет такого впечатляющего хода к погребальной камере, как в пирамиде Хеопса – но что об этом могли знать европейцы в начале 18 века, если они не имели даже близкого к реальности представления о том, как эти пирамиды выглядят? И это второй культурный миф тех времен: пропорции египетских пирамид. Считалось, что пирамиды в ландшафтных садах «копируют в миниатюре» Египетскую Пирамиду, хотя в реальности они вдохновлялись пропорциями пирамиды Цестия.

Жан-Марсель Умбер и Клиффорд Прайс в своей книге (Jean-Marcel Humbert, Clifford A. Price, Imhotep Today: Egyptianizing Architecture) пишут, что в 18 - 19 веках пирамида Цестия входила в число римских достопримечательностей, обязательных к осмотру, вызывала восхищение архитекторов и служила моделью для пирамид, возведенных в это время в Европе. Получается странновато: пирамида, которая была вроде бы построена в I веке до н.э., стояла себе 17 столетий и никого особо не интересовала, а тут вдруг стала объектом всеобщего восхищения и архитектурного вдохновения.

Вот пример использования силуэта пирамиды в оформлении мемориала (проект):



Алессандро Россини. Проект мемориальной декорации памяти Эрнста Людвига (1725)

А вот знаменитая могила сэра Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве:



Могила Исаака Ньютона в Вестминстерском аббатстве (1731)

На заднем плане видна пирамида.

Во второй половине XVIII века копии пирамиды Цестия появились и в континентальной Европе. По-прежнему это были фолли, то есть образцы садово-парковой архитектуры.



Пирамида в Парке Монсо, Париж (1773-1778)



Пирамида в парке Wilhelmshöhe, Кассель (ок. 1775)



Пирамида в Царском Селе (1770-е – 1780-е годы)



Пирамида в парке Désert de Retz (построена между 1774 и 1789 годами, отреставрирована после 1973 г.)



Пирамида в Neuer Garten около Потсдама (построена между 1786 и 1791 годами)

Ну, и завершим мы этот обзор европейских пирамид, созданных в XVIII веке по образу и подобию пирамиды Цестия, впечатляющим проектом французского архитектора Этьена-Луи Булле (Etienne-Louis Boullée)



Этьен-Луи Булле. Кенотаф, проект (ок. 1780)

* * *
В данной заметке использованы сведения из публикаций:

1. Patrizia Granziera. Freemasonic Symbolism and Georgian Gardens. http://www.esoteric.msu.edu/VolumeV/Freemasonill.html
2. Jean-Marcel Humbert, Clifford A. Price, Imhotep Today: Egyptianizing Architecture, p. 27. Routledge Cavendish, 2003.

Tags: АНТИЧНОСТЬ, ПИРАМИДЫ, ПОГРЕБАЛЬНЫЕ РЕТУАЛЫ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment