vaduhan_08 (vaduhan_08) wrote,
vaduhan_08
vaduhan_08

ПАТРОНАЛЬНЫЕ ИКОНЫ. Кто есть кто.

В предыдущем посте http://vaduhan-08.livejournal.com/311257.html я описал древние погребальные обычаи в плане изображения лика усопшего в разных вариантах.
Лик изображали на деревянной доске, на погребальной пелене в парадных одеждах и даже с сюжетом из жизни и последним этапом погребальная маска - портрет, которая снималась с лица умершего и служила для дальнейших портретных изображений. Эта традиция сохранилась практически до наших дней.
За примером далеко ходить не надо - погребение ЛЕНИНА произведено с соблюдением всех древних обычаев, вплоть до возведения зиккурата. Ну только что саркофаг стеклянный для посетелитей.
http://vaduhan-08.livejournal.com/4590.html
Были сняты и посмертные маски...

LENIN.gif

Эти маски легли в основу множества портретных изображений которые висели в каждой красной комнате, да и не только!
Таким образом культурная традиция четко прослеживается от Египта до наших дней - лик умершего изображался в разных вариантах и посмертные маски служили основой для последующих изображений при необходимости, речь конечно идет о великих людях!
Хочу особо отметить - лик умершего делали при жизни!!! Те же самые Фаюмские портреты это прижизненные изображения!!! Точно так же как и сейчас на памятник наносят изображение покойного сделанное при жизни, ни кто же на памятник не лепит фото посмертное, выбирают фотографию про красивше! Посмертная маска служила только подспорием для изготовления надгробного изображения и могла храниться отдельно от погребения.
Давайте обратимся к нашей истории и нашим царям и их изображениям - парадным портретам, порсунам, семейным иконам, патрональным иконам и мерным иконам.

Начнем с мерной иконы.
"Мерная икона, княжеская икона, родимая икона — в Древней Руси XVII—XVIII веков икона, которую создавали ко дню крещения ребёнка. Традиция существовала практически исключительно в царской семье. Такая икона была узкой по ширине, а по высоте соответствовала росту («мере») новорождённого и изображала тезоименного ему святого. До нашего времени в музеях сохранилось не более 20-25 подобных дореволюционных икон. (!!!!)
В России XXI века традиция была воскрешена, потеряла элитарность, стала массовой (за 2006 г. в России было написано более 50 тыс. мерных икон) и была поставлена на коммерческую основу. Современными иконописцами разработана сложная «иконография» и символика таких икон, не опирающаяся на историческую традицию."
Это конечно же официальная версия, но хочется отметить, что именно в 19 века традиция "возродилась"! А вот старинных икон сохранилось не более 20 - 25.
Здесь подробнее - https://ru.wikipedia.org/wiki/Мерная_икона
К сожалению я не нашел данных о размерах икон. Но меня несколько насторожило четкое совпадение имен святых на иконах и имен "хозяев" этих икон. Так то в общем то все понятно - родился ребенок по святкам выбрали имя и соответственно святой, все логично. Несколько настораживает вдруг возродившееся традиция именно в 19 века и которая вошла в массы так что до сих пор вон эти иконы строгают десятками тысяч в год.

Но теперь я перейду к особому виду икон - патрональной иконе. Иконе которая делалась к "венчанию на царство"ю Здесь подробнее - https://ru.wikipedia.org/wiki/Патрональная_икона

ИТАК....

Самая древняя патрональная икона Ивана Грозного " Иоанн Предтеча"

John_the_Baptist_(16th_c.,_Kremlin).jpg

Икона очень интересна! Ну во первых нет ни какой христианской символики, но это можно понять, Предтеча же! Посох Ивана исправлен небрежно - что то там выцарапали, из облака рука торчит, Бога надо полагать. На земле усекновенная голова Ивана.

Следующая по древности икона «Феодор Стратилат» (1584?) — к вступлению на престол Федора Ивановича.

Theodore_Stratelates_(17th_c._Kremlin).jpg

Феодор Стратилат (греч. Θεόδωρος ο Στρατηλάτης; ?, Евхаит — 8 февраля 319, Гераклея) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Память в Православной церкви совершается 8 (21) февраля и 8 (21) июня, в Католической церкви — 7 февраля. Святой Феодор Стратилат почитается покровителем христианского воинства.

Фёдор I Иоа́ннович, известен также по имени Феодор Блаженный, 31 мая 1557, Москва — 7 (17) января 1598, Москва) — царь всея Руси и великий князь Московский с 18 (28) марта 1584 года, третий сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой, последний представитель московской ветви династии Рюриковичей. Канонизирован Православной Церковью как «святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский»
Это тот самый царь Федор соправителем которого был Борис Годунов!
Стратитилат - В Поздней Римской империи и Ранней Византийской империи, термин стратилат использовался наряду с древнегреческим титулом стратига — так можно перевести на греческий язык должность «magister militum» («магистр пехоты»). Однако в VI веке 90 новелла императора Юстиниана I (ок. 527—565) свидетельствует о существовании среднего почетного звания стратилата, который занимал место рядом с apo eparchōn («бывший префект»)https://ru.wikipedia.org/wiki/Стратилат
Близко к жизни не правда ли? https://ru.wikipedia.org/wiki/Фёдор_Иванович
Следующий персонаж -«Святой Михаил Малеин» — к вступлению на престол Михаила Фёдоровича

Mihail_malein.jpg

Михаил Малеин (греч. Μιχαήλ Μαλείνος, в миру — Мануил; ок. 894, Каппадокия — 963) — православный святой, основатель ряда монастырей на Киминской горе, учитель Афанасия Афонского, основателя Великой Лавры Афона. Почитается в лике преподобных, память совершается 12 июля. Подробнее - https://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_Малеин

Прототип - Михаи́л Фёдорович Рома́нов (1596—1645) — первый русский царь из династии Романовых (правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года), был избран (!!! очень важный момент!!!) на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года.
Михаил Фёдорович родился в 1596 году в семье боярина Фёдора Никитича Романова (впоследствии патриарха Филарета!!!)
Был гоним, скрывался в монастырях, был в тесном родстве с представителями церкви.

Ну и самые интересные герои - «Апостол Пётр, Иоанн Предтеча и Алексей Человек Божий» (1682/1683 - 1745-1761) — покровители Петра I и его соправителя брата Ивана V, и отца их Алексея Михайловича

Peter,_John_and_Alexis_(Annunciation_Cathedral_in_Moscow).jpg

Это очень необычная патрональная икона - дело в том, что это нарушение традиции, не должно быть так - сразу трем... но это есть!
Вот именно эта троица и самые главные действующие лица истории, на мой взгляд это начало начал!
Алексей Божий человек - это история блудного сына - https://ru.wikipedia.org/wiki/Алексий,_человек_Божий
Царь Алексей Мишайлович хоть и назван был Тишайшим но навалял этот деятель поболее многих - https://ru.wikipedia.org/wiki/Алексей_Михайлович
Можно ли его назвать блудным сыном? Не знаю... царь долго воевал в Европе за это время сильно возвысился Никон... наконец то царь вернулся и навел порядок, в результате которого произошел церковный раскол, появились старообрядцы!
Тема настолько интересная и сложная что о Иване пятом и Петре первом будет отдельный разговор!

Итог: я выдвигаю версию что все древние основные святые имели в основании конкретных личностей которых мы знаем как царей Петра первого и прочих...
Я не говорю что это были наши исконно московские цари и все происходило в Росиии... даже не могу сказать когда, сколько лет тому назад это происходило. Скорее всего эти личности в нашей истории имеют одни названия в европейской свои, отличные от наших. Но вот апостолы Петр и Павел имеют общемировое значение, по этому о них мы будем говорить особо!



Tags: ИКОНЫ, ПАВЕЛ 1, ПЕТР 1, ПЕТРОПАВЛОВСК, ЦЕРКОВЬ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments