vaduhan_08 (vaduhan_08) wrote,
vaduhan_08
vaduhan_08

История шахмат ч.9: Дополненные шахматы, Шахматы Тамерлана, Шахматы цитаделей, Великие шахматы.

Оригинал взят у skyruk в История шахмат ч.9: Дополненные шахматы, Шахматы Тамерлана, Шахматы цитаделей, Великие шахматы.
Шахматы Тамерлана
   Рассказывая об истории шахмат, я не зря свернул с тропы и остановился так внезапно. Дело в том, что ниточка, которая потянулась в глубь веков от современного монгольского Хиашатара, выводит нас на след совершенно особенных – «больших» шахмат. На определённом этапе эволюции игроки всячески пытались разнообразить любимую игру, расширять и дополнять её, экспериментировать с размерами доски, вводить другие правила и новые фигуры. Это было время проб и ошибок, тупиковых заблуждений, удивительных находок и великих озарений, и этот этап в эволюции шахмат ни в коем разе нельзя обойти.


ДОПОЛНЕННЫЕ ШАХМАТЫ
complete-setup
   Полные (также – Дополненные) шахматы или «Шатрандж ат-Тамма» – это вариант шатранджа на стоклеточной доске 10x10. Персидский поэт Фирдоуси в поэме «Шахнаме» (1011 г.) излагает легенду об изобретении шахмат индийским принцем Гау. По мнению поэта, древние люди во всём превосходили современных, и в качестве иллюстрации этого факта он заявил, что и шахматы их также были больше и сложнее, чем ныне: доска была 10х10, пешек было 10, плюс к этому также на доске были два «Верблюда», которые ходили на 3 клетки в любую сторону, но как именно, не сказано.
Косвенное подтверждение этой истории мы находим в трудах историка аль-Масуди (??-956 гг.), который уточняет, что подобную игру изобрёл мудрец аль-Халиль (718-791), автор трактата о гармонии. Якобы он был первым, кто попытаться усовершенствовать шатрандж, добавив на доску всё того же Верблюда. Впрочем, возможно, фигура Верблюд существовала и раньше, на доске 8х8 - в персидских рукописях встречаются изображения подобных досок (впрочем, возможно это всё-таки тоже конь).

  Ничего не сказано ни о ходах этого Верблюда, ни о правилах игры аль-Халиля, и вообще рукопись повествует, что этот вариант был утрачен. Но вот «Шатрандж ат-Тамма» с другой новой фигурой – Катапультой, также был описан аль-Масуди и присутствует практически во всех известных манускриптах, начиная от 1140 года. Наиболее вероятным первоисточником являются труды великого шахматиста и теоретика шатранджа IX века аль-Адли, на которые наслоилась путаница с произношением имён мифического Гау или Гала (то бишь Халиля), и реального Адли.
Итак, о правилах. В дополнение к обычным фигурам шатранджа (1 Король, 1 Ферзь, 2 Слона, 2 Коня, 2 Ладьи), у игроков есть пара «Даббеба» (Катапульт) - и дополнительные пешки.
В этой игре Катапульта перемещается на 1 клетку во всех направлениях, как Король.
Пешка на последней горизонтали превращается в ферзя («Министра»), но только если игрок уже потерял эту фигуру. Если же нет, то пешка остаётся на последней горизонтали и может быть превращена в Министра, как только эта фигура будет срублена противником.
Если Король успевает достичь «домашней» клетки Короля противника, это считается «половиной победы» (что это значит, рукопись не уточняет).
В этом варианте оголение короля не является поражением, и игрок может продолжать игру.
   Возможно, именно этим вариантом вдохновился один великий деятель, о котором речь пойдёт ниже, хотя к шахматам он имеет весьма опосредованное отношение.

ШАХМАТЫ ТАМЕРЛАНА
Тамерлан, реконструкция
Эмир Тимур (Тимур ибн Тарагай Барлас) – один из самых великих завоевателей в истории Средней Азии, выдающийся полководец, основатель династии тимуридов, чья империя простиралась от Волги и Кавказа на Западе до Индии на Юго-западе, со столицей в Самарканде. Выходец из монгольского племени барласов, Тимур не был чингисидом и не мог носить титул великого хана, потому именовал себя «эмир» (вождь), и только породнившись в 1370 году с Домом Чингисидов, принял имя Тимур Гурган (от монг. «хургэн» – «зять»). Известный же нам вариант имени «Тамерлан» – иранизированное прозвище «Тимур-э Лянг» («Тимур Хромой»).
Кровавый воитель, «железный хромец», Тимур, тем не менее, внёс выдающийся вклад в государственную систему, образование и культуру страны, был великим полководцем и стратегом, лично вникал во все подробности организации вооружённых сил и пользовался среди своего войска непререкаемым авторитетом. Его имя окутано легендами и до сих пор внушает интерес, не меньший, чем имя Чингисхана или Александра Македонского; в Ташкенте, Самарканде и его родном Шахрисабзе ему поставлены памятники.


   Тимур был образован, в совершенстве знал персидский, тюркский и монгольский языки, привечал всевозможных учёных, любил поэзию, а в истории разбирался настолько хорошо, что изумлял своими познаниями даже великого средневекового мыслителя ибн Хальдуна. Что касается шатранджа, то Тимур не только превосходно играл в него, но и оставил куда более весомый след: шахматы собственного изобретения.
Мы не знаем, как выглядели в натуре «Шахматы Тамерлана» – от них не осталось ни фигур, ни досок, только исторические свидетельства: разрозненные упоминания в записях восточных мудрецов, а те пользовались схематическими буквенными обозначениями. Судя по ним, в эту игру играли в Персии именно в период правления Тимура (1336-1405 гг.). Впервые эту игру упоминает аль-Амули 1350 году в своём труде «Сокровищница знаний».
Некоторые источники уточняют, будто игру изобрел сам Тамерлан, что, конечно, весьма спорное утверждение. Основные сведения о правилах Шахмат Тамерлана почерпнуты из рукописи 1658 года другого персидского учёного, Хаджи Халифа, но и он цитирует какого-то другого, более древнего автора, возможно, самого Али аш-Шатранджи – известного шахматиста, жившего при дворе Тимура. Биограф Тимура, ибн Арабшах (1450) упоминает, что эмир любил играть в шахматы, но предпочитал «Шатрандж аль-Кабир» (т.е. «Большой шатрандж»), а не «Шатрандж аш-Шагир» (то бишь «малый»). Так или иначе, для нас главным является то, что Шахматы Тамерлана – это расширенный вариант шатранджа на большой доске.
Шахматы Тамерлана
Доска одноцветная и действительно огромная – 10х11(+2); на ней 112 полей. Два дополнительных поля (слева на девятой горизонтали и справа на второй) называются цитаделями.
У каждого игрока 28 фигур: король, визирь, генерал, два жирафа, два пикета, два коня, две колесницы, два слона, два верблюда, две катапульты и 11 разных пешек. Самое удивительное, что все пешки действительно различаются: есть пешка-король, пешка-визирь, пешка-генерал и т.д. Также есть пешка-пешка.
Известны два варианта расстановки для Шахмат Тамерлана: «мужская» (на рисунке слева) – сплошная, с равномерным распределением фигур на последней линии, и «женская» (справа) – с разрывом в пешечном строю и плотной концентрацией фигур в середине строя.
Шахматы Тамерлана: мужская расстановка Шахматы Тамерлана: женская расстановка
  В рукописи аль-Арабшаха, копия которой хранится Париже и датируется 1451 годом, приводится третий вариант расстановки (что любопытно, в этом варианте на доске никак не обозначены цитадели).
Шахматы Тамерлана - вариант без крепостей
Названия, аналоги и ходы фигур:
«Шах» (Король), – ходит как король в современных шахматах, кроме рокировки.
«Ферзь» (естественно, ферзь, Министр), ходит так же, как в малом шатрандже – на одну клетку в любом направлении по диагонали.
«Визирь» («Генерал») ходит на одну клетку по вертикали и горизонтали в любом направлении.
«Рок» (также «Рух» – Колесница) – ходит как ладья в современных шахматах.
Конь – ходит как конь в современных шахматах, может перепрыгивать через другие фигуры.
Слон ходит как в шатрандже: на две клетки по диагонали, при этом до конца не ясно, может ли он перепрыгивать через фигуры (источники это не уточняют).
«Джамаль» (Верблюд) ходит как огромный шахматный конь: на три клетки по горизонтали или вертикали, затем поворачивает под прямым углом и делает ещё один шаг. Как и конь, может перепрыгивать через фигуры.
«Даббеба» (Катапульта, Боевая машина) ходит на две клетки по горизонтали и вертикали (и никогда на одну), может перепрыгивать через фигуры.
Шахматы Тамерлана: ходы
«Пикет» (также «Бекет», гроссмейстер Ю.Авербах настаивал на названии «ферзиян») – Телохранитель, Стражник, Дозорный, Гвардеец. Одна их самых странных фигур в этих больших шахматах. Пикет ходит по диагонали, как слон в современных шахматах, но минимум на две клетки. То есть, меньше чем на две клетки он не может ходить (и рубить). Если на соседней клетке есть фигура, пикет её не может перепрыгнуть.
Шахматы Тамерлана, ходы 01
«Зурафа» (Жираф) – самая странная, курьёзная и вместе с тем - очень опасная фигура Тамерланских шахмат. Ход жирафа напоминает ход обычного коня. Жираф ходит на одно поле по диагонали, а затем вперёд на 3, 4, 5 и т.д. полей. Перепрыгивать через фигуры жираф не может. Таким образом, жираф, находящийся на а1, может сходить на b5, b6, b7 и т.д., если конечно поля b2, b3, b4 не заняты.
Шахматы Тамерлана: ходы Жирафа
   * Пешки ходят, как и в современных шахматах, но отсутствует первый двойной ход, и правила превращения другие. Каждая пешка оформлена как маленькая копия фигуры, расположению и типу которой она соответствует. Верхний (белый) ряд содержит (слева направо): «пешка пешек», «пешка-катапульта», «пешка-верблюд», «пешка-слон», «пешка-генерал», «пешка-король», «пешка-визирь», «пешка-жираф», «пешка-пикет», «пешка-конь» и «пешка-ладья». Все пешки превращаются только в фигуры соответствующего типа. Пешка короля превращается в «принца» (для простоты его тоже можно называть королём, ибо фактически это такая же фигура).
   А вот «пешка пешек», дойдя до последней горизонтали, не превращается и может оставаться там сколько угодно: противник на этом поле не имеет права её рубить. Однако любым следующим ходом игрок может переместить её с последней горизонтали на такое поле, где она будет атаковать две фигуры сразу, или фигуру, которая не может сделать ход. Такое можно сделать, даже если нужное поле занято своей фигурой; эта мешающая фигура при таком ходе «пешки пешек» просто снимается с доски (естественно, это не может быть дружественный Король). Когда «пешка пешек» вторично доходит до последней горизонтали, она мгновенно перемещается на поле, на котором начинала дружественная пешка Короля (то есть f3 или f8). Когда же она доходит до последней горизонтали в третий раз, то превращается в дополнительного, третьего «вице-короля».
Чтобы победить, игрок должен поставить Королю противника мат или пат, однако если у игрока есть два или три Короля, то два должны быть съедены, и лишь последний – заматован или запатован.
«Цитадели» выполняют функции убежищ или путей отступления. Когда игрок помещает своего Короля в «цитадель» соперника, игра считается законченной вничью. При этом в «цитадель» противника игрок может поместить только своего изначального Короля (а не «принца» или вице-короля). Кроме Короля, другие фигуры в цитадель заходить не могут. А вот в свою «цитадель» можно поместить только дополнительного вице-короля (не «принца»): так можно помешать сопернику её занять.
Рокировка отсутствует. Один раз за партию игрок может поменять Короля местами с любой дружественной фигурой (но только если он не под шахом). Когда у игрока есть «принц» или вице-король, основной Король может быть съеден. В этом случае его роль берёт на себя принц или вице-король (если принца нет, а вице-король находится в «цитадели», он должен быть немедленно помещён на любое незанятое поле доски). Если единственному Королю игрока поставлен мат, он считается проигравшим.
Подобный увеличенный вариант шатранджа возник неспроста. Игра, как это обычно бывает, отражает реальную жизнь и манеру сражения людей, которые её создали. По словам Тимура, завоевание государств было для него тем же, что игра в шахматы, которой он занимался днем, а ночью строил планы новых военных кампаний. Войска Тимура состояли из пехоты и конницы, но это деление было нечётким, размытым. Так лёгкая пехота в дальних походах пользовалась лошадьми, а тяжёло вооружённые всадники при необходимости могли успешно биться в пешем строю (как поздние драгуны). Сама конница подразделялась на простых и отборных воинов, составлявших лёгкую и тяжёлую кавалерии. В штате были также метатели огня с боевыми машинами, понтонёры, судовщики и отряды горных «егерей». Сверх того, Тимура сопровождали особые отряды гвардейцев-телохранителей на лошадях, покрытых тигровыми шкурами. Историк А.Ю.Якубовский в книге «Тамерлан: эпоха, личность, деяния» (М. «Гураш», 1992) приводит характерный эпизод: «Возвратясь, он донёс мне, что обо мне сказали эмиру Мусе: «Мы встретили на берегу Амульхэ эмира Тимура; он идёт в Хорасан». Это известие наполнило радостью сердце Мусы и воинов эмира Хусейна. Они поставили пикет и разостлали пиршественные ковры». За общее положение подданных и войска, финансовое состояние страны и деятельность государственных учреждений были ответственны визири, при этом их всегда было несколько. Историк ибн Арабшах пишет про империю Тимура: «У упомянутого султана было четыре визиря, которые полностью занимались полезными и вредными делами».
Вот так шахматы, изобретённые Тимуром, полностью отображали эволюции реальных войск, соответствуя его новейшей военной стратегии. Судя по всему, играть в такие шахматы мог (и имел право) далеко не каждый: Шахматы Тамерлана были не развлечением, не состязанием, не праздничной игрой, а самым настоящим военным тактическим симулятором, частью боевой подготовки новых полководцев при обучении их планированию реального сражения.
   В 1360 году началось противостояние империи Тимура и Золотой Орды. Тимур предпринял несколько военных походов, которые завершились в 1395 году разгромом Золотой и Белой Орд в лице ханов Тохтамыша и Уруса. Вероятно, именно в те времена в Монголию и проникли Шахматы Тамерлана, превратившись через несколько веков в большой Хиашатар.
В правилах Шахмат Тамерлана есть несколько неясных моментов, о которых неизвестно ничего. Некоторые рукописи приводят странный вариант расстановки, где ВСЕ ТРИ первые горизонтали заполнены фигурами.

Вот её пиктографическая расшифровка.

   Верблюд в этом варианте был только один, второго заменял конь. Среди фигур были дополнительные, но как они ходили, тоже неизвестно, есть только предположения:
Лев – на 3 клетки в любую сторону по вертикали и горизонтали;
«Кашшаф» (Следопыт) – на 3 клетки в любую сторону по диагонали.
Бык – на 1 клетку в любую сторону по вертикали и горизонтали или на 2 по диагонали, также в любую сторону. Мог перепрыгивать через фигуры.
«Лухшэм» или «Лукхашэм» (переводится как «акула», «барракуда», буквально «водный монстр»; Форбс и Мюррей увидели в этой фигуре крокодила) – аналог «Визиря»: ходил на 1 клетку в любом направлении по вертикали и горизонтали.
Помимо этих фигур, в игре были три дополнительные пешки: на линиях c, f, i: «пешка-лев», «пешка-бык» и «пешка-следопыт». «Пешка-крокодил», соответственно, тоже была.
Эти фигуры, скорее всего, больше мешали, чем помогали игре, загромождая доску и затягивая партию, и со временем были упразднены.
   Есть и другие предположения насчёт присущих им ходов и взятия. Первым из европейцев Шахматы Тамерлана описал в 1860 году английский лингвист Дункан Форбс в своей книге «История шахмат». Он считал, что Лев соединяет ходы Руха и Жирафа, Бык – Пикета и Жирафа, а Следопыт (которого Форбс называл Sentinel) – Пикета и Руха. «Крокодил» был просто аналогом Визиря. Вообще, следует сказать, что если позднейшая «История шахмат» Гарольда Мюррея в целом гораздо полнее, то исследование Шахмат Тамерлана в трудах Форбса остаётся непревзойдённым: он был большим энтузиастом этой игры (одно только её описание заняло в книге около тридцати страниц).
ШАХМАТЫ ЦИТАДЕЛЕЙ
Эта модификация – «Шатрандж аль-Хушун», описана в XIV веке историком аль-Амули. Она отличается наличием четырёх цитаделей по углам доски и, возможно, связана с дальнейшим упрощением Шахмат Тамерлана в попытке «разгрузить» чересчур большую доску. Удивительно, но в этих шахматах с цитаделями была фигура, аналогичная современному шахматному слону – это случилось больше чем за 100 лет до появления его в европейских шахматах. Впрочем, при том изобилии самых причудливых персидских шахматных фигур, какое нам известно, это неудивительно.
Доска одноцветная, 10x10(+4). На углах доски расположены 4 цитадели («хушун»). По сведениям из разных источников, они могли быть «пристыкованы» как по диагонали, за пределами доски, так и горизонтально, слева и справа, сразу за ладьями.
У каждого игрока по 20 фигур: обычный набор из 16 фигур малого шатранджа, плюс две «Даббебы» (Катапульты) и две дополнительные пешки. Все 10 пешек были одинаковы в своих правах. Короли в большинстве случаев располагались зеркально симметрично, но могли быть поставлены и крест-накрест (на f1 и e10). Также существовало два варианта расположения Катапульт при начальной расстановке: они могли располагаться либо по углам доски, либо возле ставки Короля.
Правила полностью соответствуют правилам шатранджа (чатуранги), за исключением двух моментов:
* Заход Короля в любую из цитаделей противника означал ничью.
* В рукописи сказано, что Катапульта ходит «как Рух, но по диагонали». Таким образом получается, что эта фигура ходила в точности как слон в современных европейских шахматах. Напомню, что слон получил дальнобойный ход в Испании (скорее всего, в Валенсии), в конце XV века, одновременно с модифицированным ферзём. Неизвестно, было ли это влияние экзотической восточной «катапульты», или этот ход был независимо «открыт» несколько раз.

ВЕЛИКИЕ ШАХМАТЫ
Great Chess 000
   К Шахматам Тамерлана косвенно примыкают так называемые «Великие шахматы» (англ. «Great chess») – позднейший вариант, описанный в индийском манускрипте XVIII века. Одни источники утверждают, что игра была изобретена в Индии, другие называют её родиной Турцию. Реальный возраст игры определить трудно, возможно, Великие Шахматы сформировались в промежутке между XII и XVIII веками. Временной разброс огромный. В 1398 году Тимур действительно предпринял масштабный поход на Индию, дошёл до берегов Ганга и вернулся в Самарканд с огромной добычей. Возможно, именно тогда идея шахмат на доске 10х10 опять проникла в Индию, однако современный тип ходов некоторых фигур, характерный для европейских шахмат, а не для шатранджа, указывает на то, что игра полностью сформировалась уже в средние века.
Доска одноцветная, 10х10 клеток. Фигуры в целом соответствуют таковым в Шахматах Тамерлана, на доске есть Жираф, Визирь и Катапульта, однако это совершенно другие Жираф, Визирь и Катапульта. Отличия таковы:
* Визирь сочетает ходы дальнобойного слона и коня.
* Катапульта сочетает ходы ладьи и коня.
* Жираф сочетает ходы ферзя и коня; в Великих Шахматах это самая мощная фигура.
   * Король, ферзь, слон, конь и ладья ходят как обычные фигуры в классических шахматах.
* Все 10 пешек равноценны и могут по достижении последней горизонтали превратиться только в ферзей.
Рокировка и длинный первый ход пешки отсутствуют.
Выигрывает тот, кто ставит мат Королю соперника. Правила относительно пата неизвестны, и сегодняшние любители Великих Шахмат считают пат ничьёй, как в классических шахматах.
Можно относиться ко всем этим играм как к забавным историческим курьёзам, но не всё так просто. История в этом смысле – как хороший хозяин, у которого всё идёт в дело. Эти наработки древних игроков не пропали втуне: не раз и не два современные шахматисты обращали свои взоры к большим доскам в попытках разнообразить древнюю игру и избегнуть «ничейной смерти». Шахматы Тамерлана и «Великие шахматы», возможно, послужили основой для таких позднейших разработок, как «Шахматы Карреры» 10х8 и «Шахматы Капабланки», тоже 10х8 (были и «Большие шахматы Капабланки» 16х12, от идеи которых великий кубинец всё-таки в итоге отказался), «Большие шахматы» Кристиана Фрилина 10х10, «Омега-шахматы» и «Продвинутые омега-шахматы» Даниэля Макдональда 10х10(+4), «Готические шахматы» Эда Трайса 10х8, масштабный проект Александра Ерохно «Космические шахматы», и многие, многие другие.

[продолжение следует]

© Дмитрий Скирюк

История шахмат ч.1: Тхаайям, Сатуранкам, Аштапада.
История шахмат ч.2: Любо.
История шахмат ч.3: Чатуранга, Чатураджа.
История шахмат ч.4: Сянци.
История шахмат ч.5: Чанги.
История шахмат ч.6: Макрук, Ок-Чатранг.

История шахмат ч.7: Ситтуйин, Майн Чатор.
История шахмат ч.8: Чандраки, Шатар, Хиашатар.

История шахмат ч.10: Сёги.
История шахмат ч.11: Шатрандж.

*




Tags: ИГРА, ШАХМАТЫ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments