vaduhan_08 (vaduhan_08) wrote,
vaduhan_08
vaduhan_08

МАТРИЦА, ПУАНСОН И ЛИТЕРЫ... ну и другая мелочь - книги, деньги, карты

Есть такое выражение - смотришь в книгу, видишь фигу! Сколько раз я рассматривал старинные карты отпечатанные в типографии, страницы книг старинных, старинные монеты и бумажные деньги и не задумывался над самой главной технологией истории - а как все это делают?
И вот наконец то спала с глаз пелена школьной истории и я решил познакомить вас мои дорогие читатели с важнейшей технологией в современной истории человечества! Не зря говорят что дьявол в чернилах, но на самом деле дьявол не в чернилах, он в пуасоне!
Что такое напечатанный текст? Это много много отпечатков маленьких буковок. Буковки эти называются литеры в типографском деле...

b65_204-1.jpg

Литеры делаются из специального сплава свинца, олова, сурьмы и прочих мелких примесей, получается "гарт" (твердый свинец). Вот если на этом закончить повествование то все нормально все понятно - из свинца делают сплав из которого делают буковки, для пытливого ума должен возникнуть вопрос - а как же делают отливки, куда? А вот дальше самое интересное. Отливки делают в матрицу, в которой пуасоном делают штамп, выбивают форму буковки. Матрица делается из меди, а вот пуасон делают из высокоуглеродистой стали, инструментальной стали!
Вот пуансон (чекан по русски), матрица ( форма в которую отливают литеру) и сама литера.

pic_15.6_01.jpg

Здесь подробно с марками стали - http://www.metalspace.ru/history-metallurgy/tom2/invention/237-slovolitnyj-pribor-stalnoj-puanson-mednaya-matritsa.html

Однако если пойти еще дальше и задаться вопросом а как же делают пуансон, как делают гравировку на поверхности высокопрочной стали, то тут ответ прост - вот так.

74.jpg

Ну это сейчас так, а как раньше? Пишут что этим занимались как правило гравировщики или ювелиры, но для того что бы обрабатывать высокопрочную сталь нужен инструмент еще более плотный - резец!
А это уже высокая металлургия.
Но ведь был Гутенберг со своим станком аж в 15 веке? И в Москве печатали книги? Из учебника наверное. Станок деревянный, наверное для правдоподобия, ну не железный же детям показывать, древность же!

i_311.jpg

Печать печати рознь! Как пишут историки первая печать, как и гравюра была оттиском вырезаного на дереве рисунка, называется ксилография, применяется до сих пор художниками. Вот вам пример средины 19 века, книгопечать так сказать для народа. Историю в массы копеечку в кассы.

lubok3

Пытливый и грамотный читатель воскликнет - нет ну а как же гравюры Дюрера в 16 веке???
Да, кстати а как же так? Как делали гравюры?
Для этого нужен гладкий и ровный лист меди ( очень важно что бы он был гладкий и ровный) то есть прокат. Ну ладно можно допустить что Дюрер, а он резал гравюры лично сам, сидел долгими зимними вечерами и шлифовал и шлифовал лист меди пока он не становился гладким и ровным. Это обязательное условие для хорошего оттиска, что бы все пропечаталось равномерно, прокатывают же валиком! Это еще пол дела, для того что бы резать медь нужен резец из стали, игла!
Я вас может удивлю но даже простая швейная игла делается из высоколегированной стали, а ушко для иглы это средина 19 века, цитирую - "В середине XIX века, опять же, в Англии, были придуманы станки, которые «умели» в небольшом кусочке проволоки, проделывать ушко. С этих пор и надолго, Англия стала одним из основных производителей и экспортеров швейных игл, в конструкции которых было введено новшество, а именно — ушко для нитки".
Ну ладно допустим Дюреру ковали из дамасской стали таинственные восточные мастера... ковали перековывая по тыщи раз и затачивали. Я хочу сразу объяснить спорщикам что шпага тут не пример, человек гораздо мягче чем медь, к тому же игла не одноразовая! Но и ладно пусть было... но вот даже сам Дюрер попытался искать другие более удобные способы гравировки, так как на поверхности медного листа приходилось не просто корябать рисунок а делать как бы негатив, ведь краска остается на выпуклых местах, отпечатывается не линия, а наоборот промежуток! По этому придумали вспособ нанесения рисунка на меди травлением серной и соляной кислотой и все так же в глубокой древности! Вот что пишут официальные историки - "В 30-е годы XVIII века лондонский фармацевт Уорд Джошуа использовал эту реакцию для промышленного производства серной кислоты. Потребности в серной кислоте в средние века исчислялись всего несколькими десятками килограммов. Она использовалась для аптечных нужд и алхимических опытов". Азотная кислота в лучшем случае из силитры с применением опять же серной кислоты в 18 века ну а промышленное производство вторая половина 19 века.
Ну да ладно, оставим в покое Дюрера и всякие там древние карты - гравюры.
Перейдем к монетам.
Есть два способа изготовлания монет - отливка и штамповка. Для отливки нужна форма. Тут казалось бы все просто - ну форма и форма что тут такого - пушки же отливали. Однако пушки это не монеты пушки большие, а монеты мелкие и всякие там надписи в глине или песочке или там еще в какой замазке не сделаешь, форма должна быть из чего то плотного, но не расширяться сильно при нагреве - а значит металл! В металле форма вырезается, гравируется а значит опять резец!!! Чаще всего использовали латунь. Но в латуни нужно делать рисунок, а это опять резец, но тут то ладно латунь мягкая. Но вот чеканные монеты это опять же пуасон - чекан.

pic_15.6_02.jpg

Но как сделать в пуансоне рисунок? А вот так.

s004.jpg

Вот они монетные пуансоны, чеканы...

post-12632-13291451811.jpg

false_coins_02.jpg

edfd3033c3078b6f.PNG

Ну и понятное дело молотком херачить по заготовке не сильно, что получится, нужен пресс и не из дерева!
Вот так вот как то... а то ишь!

Tags: ГРАВЮРЫ, КНИГИ, МОНЕТЫ, ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПЕЧАТЬ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 67 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →