vaduhan_08 (vaduhan_08) wrote,
vaduhan_08
vaduhan_08

Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (11)

Оригинал взят у redstar2012 в Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (11)
Оригинал взят у zidanio в Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (11)
11. Малороссы. Типы и характер.

Завершив обзор великорусского населения Российской Империи, перехожу ко второй по численности этнической группе населения России - малороссам (малоруссам, малороссиянам). По официальной государственной концепции Империи, малороссы представляли собой одну из трёх ветвей общерусского народа, наряду с великороссами и белорусами. В советское время, в свете новой национальной политики, понятие "малоросс" оказалось вне закона, утратило легитимность и повсеместно было заменено понятием "украинец".

Вот как характеризует ареал обитания малороссов издание "Народы России" (1877):

Малороссы, в числе около 11.000.000 душ, составляют главную массу населения в губерниях: Полтавской, Харьковской, Черниговской, Киевской, Волынской, Подольской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической. Кроме того, они живут в значительном числе в губерниях: Воронежской, Орловской, Курской, Могилевсеой, в Бессарабской и в Донской области и попадаются в губерниях; Саратовской и Самарской.

В этой части обзора использовались материалы из следующих изданий:
- "Россия европейская и азиатская", Жан Жак Элизе Реклю, т.1, СПб, 1883;
- "Народы России" (Картографическое заведение Ильина, СПб, 1877);
- "Живописная Россия" (под редакцией сенатора П.П.Семенова-Тян-Шанского), т.5, ч.1. 1897;
- "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" под редакцией В.П.Семенова и под общим руководством П.П.Семенова-Тян-Шанского и акад. В.И.Ламанского, т.7 (Издательство Девриена, СПб);
- "Русские народы" под редакцией проф. Н.Ю.Зографа, вып.2, М, 1894.
Источниками иллюстраций, помимо названных изданий, послужили журналы "Всемирная иллюстрация", "Живописное обозрение", "Нива", "Русский художественный листок", другие издания, фотографии 2-й половины XIX века, картины художников того времени.


Малороссы, или малороссияне, сливаются нечувствительными переходами с белорусами на севере, а по ту сторону Карпатских гор — со словаками; но они ясно отличаются от поляков на западе и от великороссиян на востоке; смешения очень редки между малороссами и великороссами. Даже с физической точки зрения эти две народности резко различаются между собой. У малороссиян — голова вообще более широкая и более короткая, чем у великороссов, а задняя часть черепа у них более плоская. Около половины из них имеют темно-русые волосы и кapиe глаза; вообще говоря, малороссы — народ рослый, преимущественно из них набирают гренадеров, вследствиe их высокого роста и статного вида, а также кавалеристов — вследствие длинноты их ног; но вообще они не имеют столько мускульной силы, как великороссы.

В некоторых уездах, где малороссы и великороссы живут в непосредственном соседстве друг с другом, без промежуточного населения, можно явственно заметить физическое превосходство первых в отношении роста и красивой наружности. Малороссийские женщины отличаются грациозной поступью, ласковым взором, приятным голосом; у них также и более красивый костюм, похожий на одежду румынок. Вышивки красными и синими нитками, украшающие рубашку, юбку, передник разными фигурами: косоусольниками и крестами, треугольниками, шашешницами и ветками, сочетаются, самым удачным образом, правда, по стародавним правилам, но с некоторой свободой, всегда позволяющей располагать украшения так, чтобы они гармонировали c турнюрой и чертами лица данной особы). Наконец, малороссиянки держат свои хаты в гораздо большем порядке в большей чистоте и опрятности, чем великорусские женщины, как ни скромны эти жилица, мазанки из глины, крытые соломой и выбеленные известкой.

В целом, по-видимому, можно указать ту разницу, что малоруссы превосходят великоруссов природным умом, насмешливостью, иpoниeю, природным вкусом, воображением живым и в то же время сдержанным; они не впадают в преувеличения, какие встречаются в произведениях народной поэзии великорусской или финской, но зато они не обладают практическим смыслом великорусса; они менее солидарны между собою, менее настойчивы в преследовании цели, легче останавливаются на полпути и не умеют так хорошо совладать с неблагоприятными обстоятельствами; вообще они более даровиты, но менее энергичны.

Будучи исконными соперниками, малоруссы и великоруссы награждают друг друга насмешливыми прозвищами: великорусс дал украинцу кличку «хохол», вследствие пучка волос или чуба (оселедець), который тот прежде отращивал на макушке и закладывал за ухо; в свою очередь малоросс прозвал великоросса, или „москаля", «кацапом», то есть козлом, вследствие длинной бороды, которою он любит похвастать. Конечно, прозвища эти основаны только на наружных отличиях, но под этими странными названиями русские двух национальностей представляют себе также контраст, существующий между народными характерами и нравами.
Реклю, "Россия европейская и азиатская"

На Полтавщине. Фотографии неизв. автора, 1882.




Между малоруссами преобладают типы, которые могли создаться только под жарким солнцем юга. Малоруссы в большинстве случаев брюнеты. Светловолосых между ними — с небольшим 28%; остальные — черные и темно-русые. Голубые глаза встречаются довольно редко — менее 18%; преобладают темно-серые. Kapиe и черные глаза — почти у трети населения. По внешнему виду малоруссы красивы. Лица мужчин мужественны, и малоруссы почтя всегда кажутся старше своего возраста, если его поставить рядом со сверстником-великоруссом. В пoнятиe красоты у малорусса входят непременно «карие очи» (у красавиц — «кари оченята») и «черные брови» (даже «брови на шнурочку»). Телосложение малорусса — большею частью умеренное и даже скорее сухощавое, чем полное. Женщины значительно ниже ростом, чем мужчины, но зато довольно полны. Вообще, о малорусских женщинах наблюдатель замечает, что они — «статны и грациозны», на этот счет существуют даже поэтические сравнения: «тонка, гнучка та высока, як тополя»; по гибкости и живости — она «ясочка» и быстра «як рыбка». Зато и «парубок» — «як орел». Вообще украинка не совсем похожа на свою великорусскую сестру — «лебедушку белую». И нога украинки, не знающая лаптей, такова, что любезный парубок, вызывая на ночное свидание свою «рыбоньку», успокаивает ее тем, что если озябнут ее босые «ноженьки», то он их спрячет в свою шапку.

Между малоруссами встречаются совершенно татарские типы, и наоборот — между крымскими татарами весьма нередки типичные малорусские лица. Есть между малоруссами и типы чистейших «восточных людей» — кавказских горцев. Это — если можно так выразиться — следы исторических скрещиваний, во времена очень отдаленные, южнорусского народа с печенегами и хазарами, с торками, берендеями и черными клобуками, с горскими нагаями и татарами, которые то осаживались на южнорусской земле, то забирали в плен ее женщин, «золотокосых» и «чернобровых», подоляночек и иных полонянок, которые рожали татарчат и сами бусурманились.
"Живописная Россия"

Чабан и крестьянка. Из книги П.Свиньина "Картины России и быт разноплеменных ее народов", 1838.


Малороссиянка. "Русский художественный листок", 1861.


Малоросс. "Живописное обозрение", №51, 1880.


Типы малороссиянок. Фото неизв.автора, 1880-е.


Малороссиянка у колодца. Фото неизв.автора, 1890-е.


Один из исследователей малороссиян, доктор Дибольдт, различает три типа малороссов, отличающихся между собою как по наречиям, так и по некоторым обычаям и привычкам. К одной группе он причисляет украинских малороссов, куда он относит всех малороссиян восточного берега Днепра, а также малороссов Киевской губернии, к другой, подольской группе, он относит малороссиян Подольской, южной части Волынской губернии и тех, которые населяют Австрийскую Галицию и Буковину. К третьей, полесской группе, он относит, кроме обитающих в болотистых местностях северо-западного угла Киевской губернии и северной половины Волынской губернии полещуков, а также тех немногочисленных малороссов, которые обитают в Гродненской и Седлецкой губерниях. Эти группы различаются также и по наружному виду, и по языку. В самом деле, малороссы украинской группы высоки, темно-русы и говорят правильным малороссийским говором. Малороссы подольской группы среднего роста, черноволосы и говорят наречием, отличающимся грамматическими неправильностями. Наконец, малороссы полесской группы низкорослы, среди них много бвлокурых, и они говорят очень неправильно с фонетической точки зрения.
"Русские народы"

Крестьянин из-под Киева. Фото неизв.автора, 1882.
"Россия. Полное географическое описание", 1898.

"Иллюстрированная Россия", 1898.
"Россия. Полное географическое описание", 1898.


Малороссы из Волыни. "Иллюстрированная Россия", 1898.


Малороссиянка с Харьковщины. Фото неизв.автора, 1890-е.


Малороссийский крестьянин Воронежской губ. Фото В.Каррика, 1860-е.


"Живописная Россия", 1897.


Наружность малоросса больше подходит к азиатскому типу. Он худощав, оклад лица продолговатый, волосы и глаза темные, цвет тела смуглый. В движениях своих он медлен и неповоротлив, что происходит, отчасти, от действия климата, отчасти от занятий хлебопашеством и скотоводством, которые неспособны расшевелить человека. Он немногоречив, особенно с чужими людьми, часто даже угрюм и смотрит исподлобья. Старики держат себя иногда с какою-то свойственною им важностью и достоинством. Совсем не таков малоросс в дружеском кругу, особенно на пирушках; здесь он развертывается, и шутки его исполнены юмора и остроумия.

Как все земледельческие народы, малоросс нрава доброго и тихого. Он сильно привязан к своей прекрасной родине, любит оседлую жизнь, свою благодатную землю, своих волов, свой домашний очаг, свой благодарный труд и гордится положением земледельца.

Вообще, народ этот стоит на высоком нравственном уровне. Между малороссами мало встречается пороков. Честность их напоминает патриархальные времена, а кражи случаются весьма редко, и в малороссийском языке нет даже слова «вор», которое заменяется словом «злодий».

Вместе с обеспеченною жизнью, малоросс наследовал от своих предков равнодушие к наживе; коренной малоросс не понимает стремления к обогащению. Для него не существует пpoмышленности. Он смотрит на промыслы свысока, почти с презрением. Единственный его старинный и излюбленный промысел – чумачество. Малоросс непрактичен в житейских делах, и за эту непрактичность о малороссах часто отзываются как о простаках, но такие отзывы несправедливы. Напротив, народ этот одарен умом проницательным, тонким, часто глубоким и способным к продолжительному и упорному труду. Если ум малоросса не всегда способен действовать быстро, зато он отчетливо и ясно понимает усвоенный предмет. Правда, что при встрече с незнакомым человеком малоросс не засыплет его словами, не поторопится выставить напоказ весь свой умственный запас, а будет вести себя сдержанно. Но иногда два, три метких слова докажут меткий юмор или блестящее ocтpoумиe. Вообще насмешливость свойственна этому племени; она заметна даже в детях, особенно во время их игр.
"Народы России"

Чумаки. "Всемирная иллюстрация", №22, 1869.


На роздыхе. "Нива", №1, 1871.


Старый хохол. "Живописное обозрение", №42, 1883.


Малороссов сильно упрекают в лени. О ней рассказывают много анекдотов, так, что она npиo6pелa даже своего рода знаменитость. Не в оправдание, но в пояснение этой лени, следует заметить, что малоросс обрабатывает свои поля под сильным зноем, почти с апреля и до половины сентября, а так как посевов много, и все здесь зреет и поспевает быстро, то полевые работы следуют одна за другою, без перемежки. Крестьянину некогда отдохнуть в рабочее время; он встает с зарею и трудится без устали целый день. Понятно после этого, что он любит насладиться удовольствием бездействия.

Малоросс вообще добр и гостеприимен. Но гостеприимство это происходит отчасти и от того, что он еще любит попировать. Осенью и зимою, в великорусских губерниях, крестьяне часто отправляются на заработки, но украинцу нет этой необходимости. Следовательно, времени у него свободного много, и пирушки случаются часто. Он считает святою обязанностью справлять все именины, крестины, поминки и пр. и обыкновенно при таких случаях слишком много пьет горелки. Вообще, как ни грустно, но справедливость требует сказать, что пьянство сильно распространено в Maлopoccии; ему подвержены не только мужчины, но даже женщины и девушки. Несмотря на то, к пьяным относятся с презрением.
"Народы России"

Малороссийский шинок. "Живописное обозрение", №8, 1877.


В малороссийском шинке, "Всемирная иллюстрация", №45, 1885.


Малороссы очень набожны. Они свято чтят все предписания религии и в особенности строго соблюдают посты. Даже детям, отнятым от груди, не дают молока по средам и пятницам; но вместе с тем малороссы чрезвычайно суеверны. Нигде следы древних языческих обычаев не уцелели так, как между малороссами, тем более, что близкие отношения к природе щедро одарили это племя фантазиею и поэтическим чувством. Последнее выражается также в музыкальности малороссов. Между ними очень много хороших голосов, и они чрезвычайно любят пение, что доказывает и богатый запас их песен, равного которому нет ни у одного из славянских племен.

Одну из отличительных черт малороссийского характера составляет также привязанность к старине, доходящая до закоснелости. Малоросс не любит никаких нововведений, а вместе с ними и грамотности. Это тем более достойно сожаления, что племя это, при своем проницательном, часто глубоком уме, было бы очень способно к развитию, если бы ничто не мешало ему осознать его пользу.
"Народы России"

Освящение нового колодца в Малороссии. "Живописное обозрение", №18, 1889.


Характеристические особенности малорусса заключаются в следующем.
По отношению к уходу за своим телом — он неряшлив. Дегтярная сорочка на «чумаке» — это даже нечто вроде почетного признака. Малорусс совершенно не знает бани. Где есть река или озеро — там малорусс купается летом, но только когда он молод; за 30 лет он уже считает себя стариком и стыдится купаться, предоставляя эту молодую забаву «парубкам» и «дивчатам». Женщины моют головы по субботам, чтобы в «недилю» идти в церковь; мужчины же не моют и по субботам, но зато в церковь непременно надевают «билу сорочку». Что касается до жилища, то в этом отношении малорусс любит чистоту, даже изящество: у него хатка выбелена, выкрашена цветною глиною, «размалевана» и внутри утыкана цветами и пахучими травами. «Хата» — его слабость, как у серба «куча».

Физиономия малорусса серьезна и, по-видимому, даже сурова; но под этой суровостью кроется мягкое, глубоко отзывчивое сердце. Выражение лица у женщин, напротив, большею частью мягкое, приветливое, с несколько грустным оттенком. Малорусс говорит, обыкновенно, медленно и лаконически. — «Був на ярмарку?» — «Эге» — «Продав волы?» — (Кивок рукой).— «А де-ж гроши?» — «Овва!» — «Пропыв?» — (Нет ответа). Разговор кончен. Зато женщины очень говорливы и, вообще, говорят бойко; между ними «цокотуха» и «сорока»—не редкость. Мужчина говорит медленно, с сознанием собственного достоинства, роняет немного слов, но с весом. Но если он и любит иногда фразу, то в ней звучит серьезный юмор. Острота его метка и часто клеймит на всю жизнь. Напротив, тон женской речи большею частью добродушно-наивный. Шутка женщины не резка, и в речи ее, как и на лице, всегда отыщется оттенок грусти. Вообще, некоторая меланхоличность малоруссов не может не обращать на себя внимания. Прошедшие страдания не могли не оставить по себе следа в этом племени.
"Живописная Россия"

Старый малоросс. "Живописное обозрение", №4, 1880.


Малороссы на ярмарке. "Всемирная иллюстрация", №2, 1894.


Малороссийская женщина. Фото неизв.автора, 1890-е.


Соседки. "Живописная Россия", т.5, 1897.


Чувствительность малоруссов сделалась даже предметом насмешки. Малоруссов, и в особенности женщин, легко довести до слез. Горестный рассказ, грустная «писня» вызовут всегда ряд глубоких вздохов и не одну слезу горячего сочувствия к тому, что страдает, что обижено, что само плачет. Эту чувствительность воспитали в малорусе климат и природа, с помощью исторических воздействий, и чувствительность эта отразилась на всех явлениях жизни, во всех ее формах. «Любощи и кохання» между молодежью, семейная привязанность между супругами, и наконец любовь к детям — все это говорит в пользу малорусской чувствительности, как чего-то национально-типического. Пройдете летом, в праздники, по селу, и вы увидите не одного усатого малорусса, суровое лицо которого прояснилось: он держит на руках ребенка и ласкает его.

Чувствительность, восприимчивость и воображение создали ту богатую поэзию и музыку малоруссов, которые получили громкую известность. Действительно, малорусская народная песня прекрасна, как по содержанию, так и по мелодии, хотя, при ее монотонности, ей недостает той поразительной силы, величавости, разудалости и, подчас, стонущей, задушающей тоски, которые отличают великорусскую песню.
"Живописная Россия"

У плетня. Худ. К.Трутовский, 1863.


Малороссийская семья. Фото неизв.автора, 1890-е.


Малороссийский бандурист. "Русский художественный листок", 1859.


Кобзарь и лирник. "Россия европейская и азиатская", 1883.


Характер малоруссов представляет много своеобразного, довольно резко выделяющего их из среды других славянских племен. Прежде всего, следует отметить медленность движений, граничащую с леностью. В работе ума нередко проявляется та же медленность и неповоротливость, неспособность к быстрой сметливости, почему малорусс не отличается большой практичностью. Способность сосредотачиваться ведет малорусса к мечтательности, а последняя дает пищу его богатому поэтическому творчеству. В творчестве малорусса сказались больше всего его эстетические наклонности, составляющие замечательную черту характера.

В действительности, любовь к изящному пропитывает всю жизнь малорусса. Кроме сферы поэтического и музыкального творчества, заметна она и в его одежде, и в жилище, в любви к природе, проявляющейся, например, в заботливом ухаживании за садиком — непременной принадлежности малороссийской хаты, наконец, в отсутствии цинизма в его языке и поступках. Примесь к характеру мягкости лишает малорусса энергии, силы воли, которые заменены у него упрямством: нелегко откажется он от раз принятого решения или согласится с чужим мнением. Мягкость характера, в связи с непрактичностью, во время невзгод его исторической жизни часто делали его страдающим и угнетаемым, неудачником, что и отразилось в нотках тихой грусти, меланхолии, звучащих в его поэзии, а еще больше в музыке. Наконец, та же мягкость ограничила его отрицательное отношение к людям добродушным, но довольно тонким юмором. Невзгоды исторической жизни способствовали также выработке у малоруссов скрытности, сдержанности, переходящей нередко в хитрость, вообще, развитию дипломатических способностей. К сказанному надо прибавить необыкновенную чувствительность малорусса, весьма трогательную привязанность его к семье. Избыток этой чувствительности ведет его к беспричинной слезливости, к любви провести время в душевных разговорах за чаркой водки в деревенском клубе — корчме.
"Россия. Полное географическое описание."

Певец былин в Малороссии. "Всемирная иллюстрация", №42, 1893.


На Полтавщине. Фото неизв.автора, 1890-е.


Малороссийская крестьянка-старуха. "Всемирная иллюстрация", №12, 1884.


Какой-то неуловимый внутренний аристократизм природы и духа малорусса и изящество этого духа породили в украинце и любовь к красотам внешней природы. Селенья их покрыты зеленью и садами. Каждому хочется иметь около своей хатки «вишневый садочок» или, по крайней мере, несколько вишневых деревьев, а то и «тополю». Их «левады» обсажены вербами: верба — это что-то сросшееся с жизнью малорусса, и его жилье немыслимо без вербы. В каждом огороде непременно найдутся цветы, хоть иногда в хозяйстве не хватает чего-либо самого насущного. Девушки летом постоянно украшают головы цветами: «заквичаться» — это так же делается само собой, как само собой в жаркий день, в поле, является желание напиться «водици из холодной криници». В хатах, за образами — всегда цветы, хотя бы даже засохшие, а за неимением их — искусственные, из цветной бумаги.
"Живописная Россия"

Тип малороссийской женщины. Фото неизв.автора, 1890-е.


Бахмач. У колодца. Фото неизв.автора, 1890-е.


Малороссийские женщина и девушка. Фото неизв.автора, 1890-е.


Малороссийские девушки. Фото неизв.автора, 1890-е.


Что особенно положительно можно утверждать о малоруссе, так это то, что он не кулак, не барышник. Торговая предприимчивость требует бойкости, подвижности, быстрой сметки, уменья пользоваться обстоятельствами и достаточной доли вороватости, цинически-панибратского отношения к своей совести. Все это — качества, которых лишен малорусс. Он медлен в движениях, мысль его вращается солидно, не быстро, не юрко, у него много совестливости: он не может допустить, чтобы о нем сказали, будто он «псови очи продав» — так или иначе обманул покупщика. Вообще, торговля ему не симпатична. Да для него, как не любящего разглагольствований, она и не по силам, не к рукам. Стоит посмотреть малорусса на ярмарке: он не зазывает покупателя, и даже когда его спрашивают: «что он продает?» — он как бы нехотя отвечает. Ему чего-то стыдно. Объявив цену товара, он, когда ему дают меньше, отвечает флегматически: «и то гроши»...
"Живописная Россия"

Ярмарка в Малороссии. "Иллюстрированная Россия", №2, 1886.


Сельский базар. "Всемирная иллюстрация", №37, 1877.


Крестьянская ярмарка. "Всемирная иллюстрация", №27, 1898.


А вот малорусская женщина, часто вдовствовавшая при живом муже-казаке, хорошо знала нужду, — и она-то научила ее быть торговкой, «перекупкой», «бублейницей», «шинкаркой» и т. д. Малорусская женщина, как торговка, бойка, сметлива и предприимчива. Если мужчины выпустили из своих рук всякую торговлю, кроме продажи мещанами-ремесленниками своих изделий, то женский голос еще имеет некоторую силу на рынке. У торговцев Черниговской и Полтавской губерний в лавках сидят обыкновенно женщины А когда-то все море «горилки», выпивавшееся южною Русью, переливалось в глотки всего крещеного миpa ловкими руками «шинкарок». «Шинкарочка молода» – это исторический тип, который обессмертила народная поэзия.
"Живописная Россия"

Крестьянка Черниговской губ. "Живописное обозрение", №4, 1883.


Малороссиянка. Фото неизв.автора, 1890-е.


Малороссиянки, которых мы видим на последних двух фотографиях, вполне, на мой взгляд, соответствут вышеприведенному определению: "бойка, сметлива, предприимчива". А теперь давайте посмотрим на других малороссиянок второй половины XIX века - бойких и не очень, молодых и пожилых, с детьми и без.

В малороссийской деревне. Фото неизв.автора, 1890-е.


Два следующих рисунка К.Трутовского имеют общее название "Через ручей". "Всемирная иллюстрация", №37, 1875.




Малороссийская старуха. Фото неизв.автора, 1880-е.


Казачка. "Живописное обозрение", №35, 1890.


Малороссиянка. Худ. И.Е.Репин. "Всемирная иллюстрация", №17, 1892.


Малороссийские женские типы. Фото неизв.автора, 1880-е.


Малороссиянка. Фото неизв.автора, 1890-е.


Малороссиянка. Фото неизв.автора, 1890-е.


Малороссиянка. Фото неизв.автора, 1890-е.


Малороссиянка. Фото неизв.автора, 1890-е.


Малороссийская крестьянка. Фото Светличного, 1890-е.


И, наконец, было бы не совсем справедливо, уделив столько внимания сельскому населению Малороссии, не показать типы горожан.
На следующей фотографии - не совсем горожане, но находятся они не просто в городе, а в "матери городов русских":

Деревенские музыканты в Киеве. Фото неизв.автора, 1870-е.


Киев. Женщина, идущая по воду. Фото неизв.автора, 1870-е.


Киев. Нищие. Фото неизв.автора, 1870-е.


Киев. Портрет старого мужчины. Фото Кордыша, 1880-е.


Полтавские дети. Фото И.Хмелевского, 1880.


Луцк. Ксения, Эмилия, Екатерина. Фото неизв.автора, 1890.


Харьков. Фото Досекина, 1896.


Последняя фотография с видом города Харькова 1896 года вроде бы не совсем соответствует теме обзора. А разместил я её вот по какой причине. Годом позже малороссийский мещанин города Харькова, Игнатий Васильевич Воробьев, вдовец, оставил этот славный город и переселился с сыном-подростком в город Старый Оскол Курской губернии, где приобрел земельный участок в пригородном селе Гумны и женился на девице Прасковье Баклановой. В браке у них родилось 10 детей, среди которых была и моя бабушка, Клавдия Игнатьевна. То есть, чисто теоретически, одним из персонажей, изображенных на фотографии, вполне мог быть и мой прадедушка. Ну, в полиции-то он точно не служил (зато его сын, Михаил Игнатьевич, возглавлял Харьковский угрозыск в предвоенные годы), но стоять у столба или ехать на велосипеде - вполне мог...

К оглавлению этнографического обзора


Tags: 19 ВЕК, ЛИРИКА, МАЛОРОССЫ, НАРОД, РОССИЯ, ФОТО ГОРОДОВ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments